Россия планирует производить свой водород на иностранном оборудовании. К 2029 году на Сахалине планируется открыть завод по производству экологического вида топлива. Уже проделана большая работа: готовится фундамент, испытывается оборудование, открытие центра водородного инжиниринга с опытным полигоном гарантированно запланировано на лето текущего года. Как выяснил «Октагон.Восток», ещё одна партия оборудования прибудет весной. Общественность региона пока со скепсисом реагирует на масштабные планы, называя их фантастическими, не понимая, кому и зачем может понадобиться топливо. Однако авторы проекта видят перспективными поставки водорода в Китай, Индию, Египет, Латинскую Америку и в страны БРИКС.
На Сахалине этим летом откроется первый в России водородный полигон, «Росатом» уже согласовал окончательный пакет документов. Флагманским проектом станет строительство водородного завода, открытие которого запланировано на 2029 год. Планируется и запуск первого в стране водородного поезда, однако точные даты реализации этого проекта пока неизвестны.
Поставки идут
После испытаний к концу 2025 года уже можно будет переходить к серийному производству оборудования для дальнейшего использования водорода в регионе, во всей России и даже за рубежом, делится с «Октагон.Восток» директор АНО «УК “Восточный водородный кластер”» Андрей Горбунов.
– Сроки не переносятся. Основная часть полигона сегодня готовится в Долгопрудном на площадке МФТИ, он же является генеральным подрядчиком по поставке. В апреле – мае поступит партия оборудования и сразу переходит в фазу опытной эксплуатации, где будет испытываться и апробироваться, – говорит Андрей Горбунов.
МФТИ производит оборудование для водородного кластера.Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
До этого в феврале уже были поставки оборудования, которое позволит с помощью энергии солнца и ветра производить водород. В частности, уже пришли элементы будущей солнечной станции. На данный момент это оборудование успешно собрано и проверено, отмечает Горбунов. Продолжаются поставки из Москвы, Московской области и Китая.
– Трудности возникают, конечно, и доставка сама по себе не очень простая: из Москвы по железной дороге во Владивосток, потом перегрузка на судно, и уже потом в Южно-Сахалинск. Но, в принципе, у нас большая команда работает над этим вопросом. Основной сборщик оборудования – МФТИ, а детали и «Росатом» поставляет, и МГТУ имени Баумана. Есть среди поставщиков ряд российских и зарубежных компаний. На 100 процентов российского оборудования нет, – комментирует Андрей Горбунов.
Фантастическое топливо
Водородная энергия всё больше привлекает интерес учёных. Особенно на Сахалине, где для её производства есть все необходимые условия. К концу 2025 года регион планирует провозгласить себя углеродно нейтральной областью. Планируется, что в этом поможет водород как экологически чистое топливо.
– Водородная отрасль – она представляет собой очень много неизведанных и технологически новых направлений. Это как в космической отрасли в своё время. То есть наши советские товарищи в 60–70-х годах начали разрабатывать технологии, не понимая до конца, к чему это всё-таки приведёт. Здесь примерно такая же перспектива, хотя понимания, наверное, больше. Водород уникален чем? Он энергоёмкий, и для его производства необходима вода, а у нас воды очень много, – делится Горбунов.
Но фантастические перспективы пока, кажется, лишь отпугивают местных жителей и сахалинскую общественность.
Под новостями о сахалинском полигоне жители острова сетуют, что даже проблему работы электронных табло на остановках в регионе решить не могут, а тут – водородные заводы и поезда. С ними согласны и депутаты различного уровня.
– Мы с коллегами очень скептически относимся к такого рода инициативе, поскольку как-то это всё фантастически звучит. Изначально нам говорили про 2025 год, потом плавненько перенеслось это всё на 2026 год, а теперь нам говорят, что это будет 2029 год. То, что происходит у нас в мире... Так далеко строить планы, честно говоря, я не представляю себе возможным. Поэтому мы считаем, что это всё пока лишь разговоры, – делится мнением депутат Сахалинской областной думы от фракции КПРФ Михаил Черевик.
При этом депутат позитивно отмечает тот факт, что бюджетные средства региона не пойдут на строительство «кластера будущего». Проект, как стало известно «Октагон.Восток», реализуется в рамках концессии.
– Я просто не понимаю… Есть некоторые коллеги у меня в Госдуме, которые сравнивают это с красной ртутью. Её тоже называли топливом будущего, и всё это закончилось ничем. Много было разговоров. Знаете, есть такое понятие: опиум для народа. Пока, на мой взгляд, продажа водорода звучит как опиум для народа, – говорит Михаил Черевик.
Кому нужен водород?
Сахалинский депутат Михаил Черевик скептически высказывается на тему экспорта, отмечая, что отдельные страны Азиатско-Тихоокеанского региона теперь являются недружественными. А Китаю, считает Черевик, это вообще не интересно.
Авторы проекта не согласны с подобной критикой. По словам Андрея Горбунова, китайский рынок для России очень перспективный. На сегодняшний день потребление водорода в Китае составляет порядка 20 млн тонн в год. К 2025 году этот показатель вырастет до 25 млн тонн, а к 2050-му составит 35 млн тонн.
При этом, для сравнения, завод на Сахалине планирует производить только 36 тыс. тонн в год.
Южная Корея и Япония также, оказывается, готовы сотрудничать с Россией, несмотря на санкции. Как утверждает Горбунов, компания ведёт переговоры с людьми, которые «понимают, что происходит в данной отрасли».
– Когда премьер-министра Японии про ввод санкций спрашивали, он ответил, что «санкции санкциями, а энергетическая безопасность страны на первом месте». Да, риски есть, но перспективы очень большие. Также рассматриваются Индия, Египет, страны Латинской Америки, страны БРИКС – это же полмира! Сегодня много стран провозглашают водородную повестку, – комментирует Андрей Горбунов.
Заинтересованность иностранных партнёров в водородном топливе отметил и вице-президент АО «Русатом Оверсиз» Антон Москвин, выступая в марте в Совете Федерации.
Однако всё-таки в ходе его речи выяснилось, что каких-то конкретных договорённостей, оформленных документами, пока нет.
«На текущий момент открыт вопрос по гарантиям сбыта водорода в полном объёме, потому что ориентир – это страны Азии, прежде всего Китай и Южная Корея. Есть партнёры, с которыми предварительные соглашения заключены. Но, очевидно, нужно ещё доработать, чтобы формальные твёрдые соглашения подписать, чтобы принять инвестрешение», – цитирует Москвина «Интерфакс».
Отметим, часть объёмов водорода по плану будет уходить и на нужды муниципалитетов Сахалина, что поможет решить проблему удалённой энергетики на северных территориях.