Оказалось, что экспорт необработанной древесины за рубеж – буквально жизненно необходимое решение для экономики Дальнего Востока. Депутаты Законодательной думы Хабаровского края внезапно озаботились проблемами отрасли и направили полномочному представителю президента РФ в ДФО Юрию Трутневу обращение, в котором попросили временно разрешить продажу кругляка иностранцам. Однако это решение назрело сразу после посещения крупного холдинга, который держат японские инвесторы, а часть акций принадлежит миллиардеру Роману Абрамовичу. О том, кто и почему лоббирует разрешение на экспорт кругляка и как это отразится на отрасли лесопереработки, – в материале «Октагон.Восток».
Ещё 1 января 2022 года президент России Владимир Путин запретил экспорт круглого леса из России. И теперь, спустя полтора года, хабаровские парламентарии из комитета по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры законодательной думы края разработали обращение в полпредство в ДФО. Предложение депутатов – рассмотреть возможность возобновления реализации необработанной древесины за границу.
– В июле мы выезжали на крупное предприятие, которое вложило около 300 миллионов долларов в своё производство для глубокой переработки древесины. Но сейчас их линии простаивают и генерируют убытки. Руководство предложило нам инициативу снятия запрета на продажу кругляка на период санкционного давления. Мы обсудили эту инициативу с экспертами отрасли и приняли решение дать сигнал Правительству, – поясняет председатель комитета законодательной думы по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры Виктор Лопатин.
Парламентарий уверяет, что такая мера спасёт заводы, люди сохранят рабочие места и даже вырастут налоговые поступления, ведь в 2022 году только НДФЛ от лесной отрасли провалился на 60 процентов. Кроме того, повысятся таможенные платежи.
Японский след
Парламентарий не стал называть предприятие, которое посетили депутаты, но корреспондентам «Октагон.Восток» удалось выяснить, что речь идёт о лесном холдинге RFP Group – крупнейшем лесопромышленном предприятии на Дальнем Востоке, с собственными судами для перевозки древесины по реке и морю. Совсем недавно его основными акционерами с решающим пакетом выступали миллиардеры Александр Абрамов, Александр Фролов и Роман Абрамович (последний был держателем 31 процента акций). Но перед началом спецоперации на Украине японские инвесторы в лице Iida Group Holdings выкупили 75 процентов акций предприятия. Сделку одобрил лично Владимир Путин. И сейчас у российских бизнесменов остались лишь небольшие доли.
В 2022 году президент России Владимир Путин запретил экспорт круглого леса из России.Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Исходя из этой информации, депутаты хабаровского отделения «Единой России» (которая в регионе считается оппозицией) назвали обращение к Юрию Трутневу лоббированием интересов конкретной группы лиц. Несогласные с инициативой нашлись и в стане коммунистов.
– Удивляет поразительная скорость рассмотрения обращения. Одно заседание – и всё, вопрос решён без каких-либо доработок. А нужны более глобальные шаги. Коммерческая деятельность предполагает риски – сейчас они терпят убытки, но в прошлые годы имели миллиардную выручку. Из-за одного предприятия откатывать целую отрасль назад считаю нецелесообразным. В Китае умеют перерабатывать деревья целиком. Если у нас нет такого оборудования, то можно купить и предоставить на это кредиты под 1–2 процента или даже с нулевой ставкой. Также снизить тарифы и налоги, чтобы сократить издержки. Это даст импульс к развитию. А сейчас выходит, что мы дадим работу китайцам, а у себя получим дефицит древесины, – высказывает свою точку зрения депутат закдумы Максим Кукушкин.
Любопытно, что в апреле прошлого года Япония ввела запрет на ввоз щепы, брёвен и шпона из России. А вот кругляк под санкции Страны восходящего солнца не попадает, так что желание японских инвесторов пролоббировать вывоз необработанной древесины вполне объяснимо.
Одним – кругляк, другим – голяк
Несогласные с инициативой парламентарии уверены, что продажа кругляка ударит по тем, кто работает на внутреннем рынке, ведь такой товар станет выгоднее отправлять за границу, а не перерабатывать и использовать при строительстве или изготовлении мебели. В итоге предприятия начнут закрываться, а изделия – дорожать.
Ассортимент у дальневосточных лесозаготовителей и без того не отличается широтой, а производство дорогое: например, высушенный сруб ели везут в самый «лесной» регион ДФО из Сибири или центральных субъектов страны.
– Может, вопрос в том, под что заточено конкретное предприятие? Зачем заморачиваться добавленной стоимостью и сушить или перерабатывать древесину, если можно просто продать кругляк за 20–30 долларов? А ведь высушенный он обойдётся уже в 500–1000 долларов. Будут брать объёмами, поэтому рубить будут значительно больше, – считает депутат от фракции ЛДПР Владислав Чечиков.
Перерабатывать древесину на Дальнем Востоке становится невыгодно
Деревообработка в самом «лесном» регионе Дальнего Востока – Хабаровском крае – перешла в режим ожидания: объёмы производства в 2023 году снизились почти на четверть, а заводы по выпуску шпона простаивают. Заниматься пиломатериалами становится невыгодно – рынок заполонили конкуренты из западных регионов страны, а некоторые страны-импортёры в Азиатско-Тихоокеанском регионе отказались от российской древесины. Краевые власти пошли на беспрецедентный шаг и запустили меры поддержки лесопромышленников, однако участники рынка уверены, что этого недостаточно.
Перейти к материалу«Лесная» артерия экономики
Выручка холдинга RFP Group в 2019 году составляла свыше 6 млрд рублей, а в прошлом году предприятие ушло в минус на 800 млн рублей. Однако и у других участников рынка результаты похожие, правда цифры поменьше. Специалисты ожидают, что экспорт кругляка позволит распахнуть двери международных направлений для бизнеса.
– В настоящее время загрузка огромного технологического кластера составляет всего 25 процентов, которые обеспечивает только Китай. В связи со сложным положением RFP Group перевёл часть сотрудников на уборку территорий, чтобы никого не увольнять, но так продолжаться вечно не может. Более того, важно понимать, что лесопилению подлежат далеко не все диаметры стволов. Вершинная часть не может перерабатываться на наших заводах, поскольку захватывающее устройство не справляется с ней. Поэтому много остатков остаются невостребованными. Но их можно было бы продавать, причём реализовывать в Индию, Вьетнам, Корею и Японию. Мера фундаментальная и позволит остаться на плаву, другая помощь не понадобится. Это как скелет, к которому всё прирастёт, – делится мнением член Общественной палаты Хабаровского края, председатель ассоциации лесопромышленников «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко.
Тем не менее бизнесмены не очень верят в возможности международных рынков «здесь и сейчас», поэтому основной поток кругляка так или иначе отправится в Китай.
А саму меру лесопромышленники считают важной с точки зрения снижения социальной напряжённости в населённых пунктах Хабаровского края, где предприятия лесной отрасли часто являются градообразующими.
– Есть понимание, что необходимо развивать деревянное домостроение, но пока это больше идеи, которые не работают в тех масштабах, которые планировались. Такая же ситуация и с международными направлениями. Отправить груз можно хоть в Индию, где уходят от пластика, а у нас уже есть рабочие варианты создания посуды из дерева, хоть в страны Африки, которым недавно посвятили форум в Санкт-Петербурге. Но нужно время: настроить производство, проработать логистику, решить вопрос со страхованием грузов. Потому основная торговля развернётся именно с Китаем – это самое простое, плюс страна дружественная нам. Мы ездили к ним, у них есть предпочтения покупать у нас, – рассказывает председатель Хабаровского регионального отделения «Опоры России» Сергей Мазунин.
Теперь же вопрос о возможности временно возобновить продажу кругляка за границу будет проработан в полпредстве ДФО. Судьба инициативы пока неясна: ранее президент Владимир Путин и его полпред на Дальнем Востоке Юрий Трутнев неоднократно обозначали в качестве приоритета глубокую лесопереработку внутри страны.