В регионы РФ направились переговорщики из Китая. Они скупают акции не вошедших в программу сухопутного зернового коридора элеваторов. Эксперты опасаются, что сделки могут не соответствовать стратегическим интересам РФ и привести к формированию новой сырьевой зависимости. Перерабатывать зерно и получать добавленную стоимость китайские бизнесмены будут у себя в стране, лишая российский АПК части прибыли и стимулов для развития.
Господдержка агропромышленной отрасли в России позволила за последние годы увеличить объём производства зерна практически в два раза. На экспорте зерна Россия в 2021 году заработала 11,9 млрд долларов. Правда, в сравнении с продажей нефтеэнергетических ресурсов это всего около 5 процентов.
Очередной сельскохозяйственный год (период с 1 июля текущего года по 30 июня 2023-го) обещает стать для российских аграриев ещё более удачным. По оценкам Министерства сельского хозяйства РФ, урожай зерна может составить 130 млн тонн (в 2021 году – 121,4 млн тонн), в том числе 87 млн тонн пшеницы (в 2021-м – 76,1 млн тонн). Столь значительные цифры дают шанс на возвращение к пиковым объёмам экспорта.
Очередь из покупателей
Основными покупателями российского зерна и продуктов его переработки традиционно являются Турция, Египет, Саудовская Аравия, Казахстан и Китай. В отдельные годы в топ-10 российских партнёров входит лишь одна европейская страна – Италия.
Основные покупатели российского зерна©octagon.media, 2022
В ближайшее время этот список будет корректироваться. Весной текущего года FAS USDA дали прогноз об увеличении закупок Турцией на 1,0 млн тонн – до 11,0 млн тонн в год. Однако пока он не сбывается. По итогам первой декады сентября поставки в Турцию рухнули на 72 процента, турки замещают российское зерно украинским в рамках зерновой сделки. Египет, напротив, наращивает объём закупок. В дальнейшем может быть поставлен вопрос о превращении этой страны в транспортный хаб для поставок российского зерна в Африку. Саудиты активно замещают российским зерном украинское и бразильское.
В Казахстане – густо, в России – пусто
Рост экспорта зерна может приводить к повышению цен в отдельных регионах России. В 2021 году из-за неурожая в Казахстане объём продаж пшеницы в эту страну вырос до 2,2 млн тонн в год. Поставщики из центральной России, где выдалось засушливое лето, не смогли найти дополнительные объёмы. Поэтому потребители были вынуждены переориентироваться на сибирских поставщиков. Об этом сообщил на июльском агрофоруме «День сибирского поля» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько:
«У нас в Омске и на Алтае были такие ужасно высокие цены, потому что уже второй сезон подряд эти регионы работают на соседний рынок. Это Казахстан, куда было отгружено минимум 2,2 млн тонн пшеницы в прошлом сезоне, который сейчас заканчивается. Забегая вперёд скажу, что в Казахстане мы ожидаем хороший урожай, и наш экспорт туда сократится».
Снижение объёма казахских закупок вряд ли сбалансирует сибирской зерновой рынок. По данным минсельхоза Омской области, урожай в регионе в текущем году будет худшим за последние 10 лет. Объём намолоченного зерна снизился почти на треть. Урожай зерновых и зернобобовых на Алтае уменьшится на четверть.
Сибирские аграрии готовятся к снижению урожая
Уборочная кампания в регионах Сибирского федерального округа в этом году проходит в сложных погодных условиях. В аппарате полпреда президента в СФО признали: достичь прошлогоднего результата в 17 млн тонн зерна вряд ли удастся.
Перейти к материалуПроблему усугубляет и неравномерность во внутреннем обеспечении российских регионов запасами зерна и элеваторами.
– Когда в пандемию закрылись Курганская и Омская области, оставив зерно для собственного потребления, Свердловская область испытала дефицит. Это спровоцировало скандалы на агропредприятиях: цены на зерно становятся неконкурентоспособными, производителям мяса нечем кормить скот. В итоге растут цены, что отражается на потребителях, – подчёркивает участник зернового рынка в Свердловской области.
Отдельный риск – потеря государством контроля над обеспечивающими продовольственную безопасность предприятиями.
– В Свердловской же области показателен пример с птицефабрикой «Рефтинская». Сначала ей продали основной пакет акций Свердловского комбината хлебопродуктов, а затем и 49 процентов её самой ушло в частные руки, – отметил эксперт.
Новые владельцы «Рефтинской» попали в корпоративный конфликт
Власти Свердловской области закрыли сделку по продаже 49 процентов акций крупнейшего агроактива – птицефабрики «Рефтинская». На этом фоне в крупном активе птицефабрики – ОАО «Свердловский комбинат хлебопродуктов» (СКХП) – начался корпоративный конфликт. Совладельцы СКХП, который птицефабрика приобрела несколько месяцев назад, пытаются оспорить продажу контрольного пакета предприятия.
Перейти к материалуЗерновой придаток Китая
Одним из крупнейших игроков на рынке российского зерна в ближайшее время должен стать Китай. Поднебесная аккумулировала половину мировых запасов зерна. Его ведущими поставщиками до последнего времени являлись Канада, Франция и США, ячменя – Украина, Канада и Франция.
До середины прошлого десятилетия китайский рынок был закрыт для России. В 2015 году власти соседней страны разрешили поставки из Алтайского и Красноярского краёв, Челябинской, Амурской, Новосибирской, Омской и Курганской областей. Реальная торговля стартовала в 2017 году. В 2018 году экспорт составил 86,7 тыс. тонн. К концу пандемии его объём увеличился в пять раз.
Дальнейшему расширению сотрудничества препятствовало несколько причин. Первая – разноколейность российских и китайских железных дорог. Для роста поставок требовался крупный логистических хаб на границе двух государств. Вторая – строгие требования правительства КНР к качеству поставляемого продовольствия, которым не удовлетворяли большинство российских производителей, и введённая им система квотирования.
Главным тормозом стало отношение китайских бизнесменов к России как к сырьевому придатку. Им была интересна организация масштабных поставок зерна как первичного сырья. Его переработку с получением надбавленной стоимости китайцы намерены проводить уже в Поднебесной. Об этом, в частности, говорил в интервью СМИ президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский:
«Мы могли бы активнее поставлять продукты переработки зерна, но китайцы традиционно всё-таки больше нацелены на приобретение сырья, которое потом уже сами перерабатывают на своих предприятиях».
Новый сырьевой путь
Именно в рамках нацеленности китайских партнёров и развивались дальнейшие события. 4 февраля 2022 года были подписаны двусторонние протоколы, позволяющие поставлять в Китай пшеницу и ячмень со всей территории России. Также был расширен перечень экспортируемого Россией зерна.
– Китай – очень прагматичная страна, она всегда действует в своих интересах. Для неё одним из основных партнёров по поставкам продуктов питания была Украина. Китай вводил различные ограничительные санкции в отношении России: находили каких-то жучков, ещё что-то. Сейчас это снято по понятным причинам: из Украины ничего не идёт, они сразу полюбили Россию. Поэтому, конечно, мы ожидаем рост экспорта продовольствия в Китай, снятие ограничений. Перспективы холдингов, которые торгуют зерном, хорошие, – отметил эксперт по Китаю, член генерального совета Российско-азиатского союза промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шёлкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономного района Максим Спасский.
Россия увеличивает экспорт зерновых культур в Китай.Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Создание инфраструктуры для поставок зерна было поручено группе компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК). На сайте НСЗК говорится, что это «экспортно-ориентированная холдинговая структура, реализующая потенциал Урала, Сибири и Дальнего Востока путём создания высокотехнологичной инфраструктуры и расширения экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока».
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме НСЗК и китайская госкорпорация China Chengtong International Investment подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве и расширении взаимной торговли. Компании договорились о поставках зерна на сумму 1,9 трлн рублей.
В семи регионах страны для этого будут построены новые элеваторы. Первоначально – в Алтайском крае и Забайкалье, затем в Тюменской и Новосибирской областях. Также, по информации источника «Октагона», сейчас ведутся переговоры с миноритарными акционерами Хлебной базы № 65 – крупнейшим элеватором в Свердловской области, на территории которого расположены охраняемые гостайной склады Росрезерва. По имеющимся данным, интерес проявляют китайские бизнесмены, которые якобы планируют приобрести пакет акций предприятия. Однако там данную информацию опровергают.
В Забайкальске открыли первый и единственный в мире железнодорожный зерновой терминал для экспорта зерна в Китай.Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС
– НСЗК не предполагает покупку элеваторов представителями Китая. Наша компания создаёт собственную сеть модернизированных линейных элеваторов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Вопрос целесообразности строительства линейного элеваторного комплекса в Свердловской области будет решён при необходимости дополнительных элеваторных мощностей, – сообщили «Октагону» в НСЗК.
В целевых регионах компания намерена не только строить собственную сеть, но и работать со сторонними элеваторами, загрузка которых будет проходить зерном, выращенным в рамках системы контрактного производства, добавили в группе компаний.
– Если в европейской части России логистика налажена, то на азиатском направлении её ещё надо развивать. Поэтому диверсификация рынка сыграет только в плюс, ориентация на Китай даст стимул переоценить наши поставки в Азию, чтобы не зависеть от определённых направлений, – отмечает эксперт АПК, гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов.
Регионам не всегда нужны новые элеваторы
В целом, по его мнению, экспорт будет стимулировать сельское хозяйство: чем больше вывозится из страны, тем больше будет производиться. Учитывая спрос на российское зерно, можно утверждать, что цены на него конкурентоспособны.
«Зерно – стратегический ресурс, и на федеральном уровне все это прекрасно понимают. Кроме того, в общем объёме экспорта его доля некритична для бюджета страны. Поэтому власти легко вводят ограничительные меры в отношении экспорта зерна, если возникает необходимость. Так что угроз продовольственной безопасности России нет».
Алексей Плугов
эксперт АПК, гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр»
Однако относительно запущенной программы по элеваторам мнения специалистов разделились. В некоторых регионах, отмечают эксперты, периодически возникают проблемы с внутренним обеспечением – из-за того, что вовремя не формируются запасы зерна. В других число элеваторов и так превышает потребности, а строительство новых оценивается как пустая трата средств.
В Алтайском крае представители мукомольной отрасли посчитали проект строительства нового элеватора экономически нецелесообразным. Реконструкция уже действующих, заявлял председатель совета директоров Коротоякского и Третьяковского элеваторов Сергей Маслов агентству «Алтапресс», обошлась бы в десятки раз дешевле.
«Элеваторы в крае не загружены: Успенский элеватор стоит пустой, Шипуновский – пустой. Они заполнены, может быть, на 10–15 процентов», – объяснял Сергей Маслов.
Объём инвестиций в каждый из новых элеваторов, планируемых к строительству НСЗК, составляет свыше 5 млрд рублей. Комментировать ситуацию в отрасли в Российском зерновом союзе, «Сибагро» и в Национальной ассоциации экспортёров сельскохозяйственной продукции не стали.