Автомобильный рынок Дальневосточного региона переживает не лучшие времена – после скачка курса валют и ввода Японией санкций люди столкнулись с дефицитом запчастей, подорожанием автотоваров и самих машин. При этом спрос не падает, а только растёт: дальневосточники и жители западной части России выстроились в очередь за стремительно растущими в цене «японками». Представители автомобильного бизнеса, которым живёт если не половина региона, то значительная его часть, не знают, чего ждать от будущего, и опасаются разрушительных перемен. А некоторые начинают смотреть в сторону китайского автопрома. Чем закончится дальневосточная автомобильная лихорадка, разбирались корреспонденты «Октагон.Восток».
Кто не успел – тот пешеход
Дальний Восток привык к тому, что бурлящая на Западе жизнь слабо влияет на местный темп, если только она не касается внешней политики целой страны. События на другом краю континента мгновенно отразились на жизни российского региона. Из-за скачка курса валют коммерсанты, которые возят в ДФО японские иномарки, как и их будущие обладатели, столкнулись с тем, что такой товар в одночасье подорожал.
– Таможенные процедуры у нас проводятся в евро. Машины, купленные до 24 февраля, оплачены по старому курсу, – комментирует владелец компании по вывозу авто с аукционов Японии Роман Бирюков. – Но после из-за скачка валют увеличились и закупочная часть, и таможенный платёж. Машины выросли в цене на 30–40 процентов. Многие коммерсанты оказались к этому не готовы. Например, у кого-то партия в сотню автомобилей, которую нужно оплатить. Люди стали впадать в панику, опустили руки и даже успели уйти с рынка, сбросив с себя обязательства.
©octagon.media, 2022
Прежде чем выстраивать бизнес по вывозу машин из Японии на российский Дальний Восток, Роман Бирюков начал с малого: привозил авто для себя, затем – для друзей, а потом помогло сарафанное радио. Набравшись опыта, решил выйти на рынок, где работает почти 10 лет.
Сейчас в офисе его компании занимаются постоянными подсчётами и прорабатывают новые схемы. Ведь на резко выросшей стоимости машин проблемы не закончились – рейсы контейнеровозов стали выполняться с перебоями. Некоторые зарубежные судоходные компании заявили, что отменён вывоз машин, купленных даже до 24 февраля.
– В конце февраля из Японии должно было выйти большое судно. Но не вышло. Там около 5 тысяч машин, в том числе и наши. Некоторые японские транспортные компании сказали, что не будут вывозить эти автомобили. Официальную причину мы не знаем – возможно, как раз из-за непогашенных долгов. Но есть компании, которые согласились вывезти транспорт до порта Владивостока. Теперь это дополнительные расходы, ведь машины надо переставить на другие стоянки. Но мы приняли решение вывозить в любом случае, – добавил Бирюков.
Позже от соседей прилетел ещё один удар под дых – Япония запретила вывоз некоторых видов техники, включая дизельный транспорт, который может использоваться для перевозки продовольствия, и спецтехнику, которая задействуется в дорожных работах и сельском хозяйстве. Теперь не исключено, что эти сферы будут испытывать дефицит.
Авто как капиталовложение
Снежным комом удорожание докатилось до иномарок, которые продают в России. Однако, несмотря на это, возник нетипичный ажиотажный спрос на автомобили: покупатели массово скупают авто без пробега.
– Люди осознают, что в ближайшие месяцы в страну могут не привезти беспробежный автомобиль, а если привезут, то ценник будет неимоверный, – комментирует Алексей Токарев, много лет занимающийся в Хабаровске подбором и ремонтом автомобилей. – Конечно, на рынке появились и те, кто ставит баснословный ценник.
«Prius в 20-м кузове в конце прошлого года стоил 620 тысяч рублей, сейчас за него просят миллион! А на таких продавцов равняется простой обыватель и при продаже машины тоже задирает ценник. Хорошие варианты сейчас раскупают очень быстро, если они вообще ещё есть».
Алексей Токарев
специалист по подбору и ремонту автомобилей
Сегодня за «японцами» активно едут жители западной части страны – даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Столичные жители поняли, что продукция японского автопрома по цене и качеству не уступает «европейцам».
– Японский автопром не «ломучий», спокойно доезжает до дома. – делится Сергей, продавец иномарок на хабаровском авторынке. – Буквально сегодня человек из Москвы купил машину и уехал. Альтернативы им уже не нет, машины из Европы не возят, всё закрылось, остался только Дальний Восток с японскими машинами. В среднем автомобили подорожали минимум на 100 тысяч, если объём двигателя 0,7 литра. Люди понимают, что машины дешеветь не будут, только дорожать.
При этом, по данным, которые в начале марта опубликовал всероссийский автомобильный портал Drom.ru, только за первую неделю месяца число объявлений о продаже авто от частных и коммерческих продавцов заметно убавилось – на 53 процента.
– Если вы не занимаетесь автомобилями, а частное лицо, то на данный момент машину лучше не продавать. Это капиталовложение, которое потом подстроится под рынок. Да, сейчас можно продать автомобиль за хорошие деньги, но в дальнейшем на этом можно пролететь. На вырученные средства удастся купить разве что более старую или битую, потому что выбора не будет, придётся выбирать лучшее из худших, – объясняет Алексей Токарев.
Без ремонта и запчастей
По словам игроков автобизнеса, с конца февраля лихорадит и рынок автозапчастей. Из-за проблем с поставкой автомобилей в этой нише возник дефицит, детали найти всё труднее, а цены на них меняются на глазах.
– На Crown делаю ходовку. В декабре прошлого года новые запчасти обошлись бы мне в 10–12 тысяч рублей, сейчас я отдал 25 тысяч. Крыша на старенький паркетник стоила 16 тысяч, на следующий день смотрим – она уже 20! Звоним, спрашиваем, почему и как – «Ну вот такие обстоятельства. Будете думать, он ещё дороже станет». Месяц назад была наценка где-то 30–40 процентов, сейчас – уже все 100 процентов. А если надо покрасить машину, например, вкруг, то раньше у китайцев это стоило примерно 55–60 тысяч рублей, сейчас – 100 минимум, и это если она ещё не битая, – рассказывает участник автомобильного рынка.
Некоторые продавцы вынужденно поднимают ценник, понимая, что в дальнейшем им придётся приобретать запчасти уже совсем по другой цене. Другие же откровенно спекулируют и идут на всевозможные ухищрения – вместо того чтобы, как раньше, выставить на продажу комплект запчастей, распродают их по отдельности, завысив цену.
Из-за дефицита японских автозапчастей растут и цены.Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Неприятно удивляют даже известные компании, специализирующиеся на продаже запчастей в России. В частности, в Хабаровске разгорелся скандал с «Автотрейдом». Автолюбители, оплатившие полную стоимость запчастей ещё месяц назад, жалуются, что компания не выдаёт детали, ссылаясь на то, что за время транспортировки их стоимость изменилась. Несогласные с требованием доплатить решили добиваться правды в суде.
Скачок цен коснулся едва ли не всех категорий автотоваров, что, в свою очередь, по наблюдениям сотрудников автомастерских, снизило энтузиазм клиентов в вопросе ремонта машин. Теперь автовладельцы тянут до последнего.
– Пока уже конкретно что-то не отвалится или поломка не будет мешать движению, тогда едут ремонтироваться, – рассказывает владелец автосервиса Алексей Коновалов. – Элементарно берём масла, в среднем их стоимость поднялась в два раза. Не говоря уже об импортных маслах тех стран, которые ввели санкции. Потому что есть и российские масла, но все присадки всё равно европейские.
«Японок» заменят «китаянки»?
Правый руль стал неотъемлемой частью жизни дальневосточников. На тесной автомобильной связи российского Дальнего Востока и Японии, само собой, сказалась их географическая близость. Связь эта формировалась десятки лет – ещё с 70–80-х годов. В Приморье везли подержанные японские машины, и так начал развиваться рынок сбыта и обслуживания, что хоть как-то помогло дальневосточникам пережить голодные 90-е.
«Японки» оказались настолько высокого качества, что любовь к ним здесь незыблема: местные дороги наводнили «чайники», «хорьки» и «крузаки», и нечасто здесь встретишь отечественную машину или «европейца». Автомобилей с правым рулём не менее 85 процентов от общего количества машин – такие цифры приводят эксперты.
Дальневосточные автодилеры в поиске замены японского автопрома смотрят в сторону Китая.Фото: Alex Plavevski/EPA/TASS
Но теперь дальневосточники, преданные японскому автопрому до мозга костей, понимают: прочная связь дала трещину. Местный автобизнес затаил дыхание. По словам Романа Бирюкова, игроки рынка не рискуют делать прогнозы – не то что долгосрочные, но даже на ближайшее время. В нынешних реалиях приходится жить одним днём. Торги проводятся, машины закупаются по новым ценам, но сейчас это большой риск. Уже купленное везут долго и монотонно, японская таможня медленнее оформляет груз.
Впрочем, нельзя сказать, что выбора совсем не стало – всё-таки под боком Китай. Он тоже поставляет на Дальний Восток иномарки, хоть и в гораздо меньшем объёме. Коммерсанты посматривают в сторону Поднебесной всё чаще, но с оговоркой, что новая китайская машина – пока даже не подержанная «японка».
– Китайская марка Chery должна себя неплохо зарекомендовать, – отмечает Бирюков. – Но пока реальные отзывы об этих машинах спорные, по ДВС (Двигатели внутреннего сгорания. – τ.) нужно дорабатывать. Хотя, если брать более дорогой класс машин, вполне возможно, что он себя очень хорошо покажет. Лично я хочу посмотреть китайские электрокары – они хороши на самом деле. И всё-таки надеюсь, что Япония от нас не уйдёт, разве что закупки будут вестись не такими большими объёмами, к которым мы привыкли. Бизнес на японском автопроме захватывает весь Дальневосточный регион, вплоть до Сибири. А Приморский край? Там всё завязано на экспорт – судовые компании, суда, таможня…
Надежды на послабления от японской стороны может развеять свежая порция ограничительных мер: с 5 апреля в рамках антироссийских санкций Япония запретила поставки в Россию предметов роскоши – это и ювелирные изделия, и автомобили премиум-класса, а также моторные транспортные средства и определённая мототехника.
Хотя местный автобизнес уже переживал подобную встряску – например, кризис 2014–2015 годов, когда ситуация, по оценкам экспертов, была ещё более критичной.
– Там евро скакнул мгновенно. А машины были уже в пути, их таможить оказалось просто нереально. Например, на 2 миллиона подорожала машина – люди принимали решение пилить и разбирать авто на судне, – говорит Роман Бирюков.
А если заглянуть ещё дальше? В 2008–2009 годах произошло повышение таможенных пошлин. Это должно было кардинальным образом пошатнуть ввоз подержанных праворульных машин, однако импорт стойко продержался.
И так во время каждый волны автомобильного кризиса – одни уходят, другие подстраиваются. Участники рынка выбрали стратегию, многократно себя зарекомендовавшую: отставить в сторону панику, договариваться и ещё больше работать.