В пятницу, 8 октября, должен состояться аукцион по продаже Кючуса – крупного месторождения золота и серебра в Якутии, находящегося в нераспределённом фонде недр. Претендентами на лицензию являются шесть компаний с разными шансами на выигрыш на торгах. С какими трудностями при разработке месторождения рискует столкнуться победитель и кто им может стать, выяснял «Октагон».
Претенденты на золото
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) планирует провести 8 октября аукцион по продаже лицензии на разработку месторождения Кючус в Якутии. Геологические запасы золота в рудах Кючуса превышают 100 тонн, серебра – 16 тонн и могут значительно увеличиться в ходе геологоразведочных работ. Его ресурсный потенциал превышает 250 тонн золота. Помимо золота и серебра в рудах Кючуса есть вредные примеси – мышьяк, сурьма и ртуть.
Разовый платёж за право разработки составляет 2,2 млрд рублей, и он может вырасти во время проведения аукциона, если за Кючус разгорится жёсткая борьба.
А такое возможно, учитывая, что на аукцион заявилось сразу несколько игроков разного калибра. Это Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО, входит в состав «Атомредметзолота», сырьевого холдинга «Росатома»), «Белое золото» (находится в совместной собственности компаний «Управление золотыми активами» и «РТ-Развитие бизнеса»), «Полюс Магадан» («дочка» крупнейшего производителя золота в России «Полюса»), «Восток ГеоСервис» (принадлежит бизнесмену Владиславу Свиблову) и «Атом Голд» (учреждён Андреем Комаровым, бывшим владельцем группы ЧТПЗ). Среди претендентов нет «Высочайшего» и «Полиметалла», хотя нельзя исключать того, что после аукциона они захотят посотрудничать с победителем.
Из рук в руки
Месторождение Кючус было обнаружено в 1963 году сотрудниками Якутского территориального геологического управления. Поисково-оценочные работы и предварительная разведка были проведены в 1984–1987 годах, детальная разведка – в 1987–1993 годах, после чего начался поиск инвесторов для освоения. В 1996 году лицензию на разработку месторождения получило «Золото Кючуса» – совместное предприятие британской фирмы Pinnacle Associates и «Сахазолота». В последующие три года компания не приступила к эксплуатации Кючуса и потеряла лицензию.
Поисково-оценочные работы месторождения Кючус и предварительная разведка были проведены в 1984–1987 годах.Фото: Владимир Медведев/ТАСС
Впоследствии Кючус принадлежал «Алросе», которая продала его в 2005 году компании «Полюс». Он проводил на месторождении геологоразведочные работы и планировал подготовить технико-экономическое обоснование проекта. В 2010–2013 годах «Полюс» рассчитывал построить ГОК, способный перерабатывать до 2 млн тонн руды в год. Но в 2009 году срок действия лицензии завершился, и Кючус вернулся в нераспределённый фонд недр.
Ещё через три года Правительство выставило Кючус на аукцион, запланировав его на февраль 2013 года. Однако аукцион был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие.
И, наконец, в 2021 году Правительство снова решило организовать аукцион по продаже Кючуса. Соответствующее решение подписал в августе премьер-министр Михаил Мишустин.
В аукционе есть два важных условия. Победитель должен обеспечить уровень добычи золота в 10 тонн в год. Для энергоснабжения будущего ГОКа он обязан будет не позднее июня 2028 года «запитать» его с атомной электростанции малой мощности, которую предполагается построить в соответствии с соглашением между «Росатомом» и правительством Якутии.
«Интерес к месторождению высокий. Для нас это важно, ведь мы отвечаем за доходную часть государства, и чем выше цена, тем больше пополнится федеральный бюджет. Также важно, чтобы освоение данного месторождения дало стимул к строительству дорогой инфраструктуры, которой, в частности, являются объекты энергетики. Это позиция такая: не просто заплатил и пользуешься, а заплатил, пользуешься и максимально вкладываешь в развитие территории», – заявлял в августе министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
«Полюс» в фаворитах
Все претенденты на Кючус имеют разные шансы на победу. Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин фаворитом считает «Полюс», особо отмечая его высокую капитализацию в 1,5 трлн рублей.
– Также учитывая очень солидный опыт компании в добыче в Якутии и на Магадане, полагаю, что это один из основных кандидатов на получение лицензии, – добавляет он.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров в числе наиболее вероятных претендентов также называет «Полюс» и «Белое золото».
«Извлекать золото из руд Кючуса будет сложно из-за высоких концентраций в нём мышьяка, затрудняющих использование традиционных методов переработки. Возможно, единственным выходом из сложившейся ситуации является применение автоклавной технологии».
Игорь Петров
генеральный директор исследовательской группы «Инфолайн»
– Однако ни один из претендентов на Кючус не занимался переработкой золотосодержащих руд в автоклавах. Лишь «Полюс» имеет опыт переработки упорных руд, поэтому с этой точки зрения его шансы на победу в аукционе представляются более благоприятными по сравнению с иными претендентами, – уточняет Петров.
«Восток ГеоСервис» и «Атом Голд» как серьёзные претенденты экспертом не рассматриваются, хотя их владельцы и имеют достаточные средства для разработки Кючуса.
Шансы у ППГХО тоже выглядят неоднозначно. Объединение эксплуатирует урановые месторождения и может перенести свои наработки на Кючус. Несколько последних лет ППГХО несла убытки и, даже выиграв аукцион, сама вряд ли сможет освоить Кючус. Вероятно, в случае победы ей придётся просить помощи у «Атомредметзолото» либо у «Росатома».
Мышьяк, ртуть и олени
Кто бы ни стал победителем, ему предстоит решить ряд проблем, связанных с освоением Кючуса: надо будет строить ГОК, жилой посёлок, решать вопросы по доставке материалов и вывозу готовой продукции, доставлять людей – и всё это там, где нормальных дорог нет и в помине, население малочисленное.
«Учитывая удалённость и неразвитость инфраструктуры в этом районе Якутии, объём инвестиций в освоение месторождения Кючус можно оценить как минимум в 30–40 миллиардов рублей».
Алексей Калачёв
аналитик ГК «Финам»
– Это не считая инвестиций в строительство малой АЭС, которые предварительно оцениваются в 56 миллиардов рублей. Во сколько обойдётся транспортная инфраструктура, сложно посчитать, поскольку пока нет понимания маршрута поставок. Месторождение расположено примерно на 800–1000 километрах севернее Якутска. Обогащённую руду, видимо, планируется вывозить через Северный морской путь, – отмечает Калачёв.
Отсюда вытекают технические и экономические риски, способные затормозить проект и привести к увеличению его стоимости для инвестора и удлинению периода окупаемости.
– Рисков на самом деле много, учитывая сложные климатические условия и отсутствие инфраструктуры. Поэтому с учётом строительства сопряжённой транспортной и энергетической инфраструктуры есть риск значительного превышения плановых параметров проекта по срокам и стоимости реализации, – считает Илья Макаров.
По словам аналитиков, победителю аукциона придётся решить ряд проблем, связанных с освоением Кючюса: надо будет строить ГОК, жилой посёлок, решать вопросы по доставке материалов и вывозу продукции, а также доставлять людей – и всё это там, где нормальных дорог нет.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
По словам Алексея Калачёва, срок запуска проекта можно оценить в 5–7 лет, окупаемости (при благоприятном стечении обстоятельств) – в 7–10 лет с момента выхода добычи на полную мощность. Он также обратил внимание на высокое содержание мышьяка и ртути в рудах Кючуса. Их отделение от золота и серебра потребует дополнительных затрат на обеспечение экологической безопасности.
Нельзя игнорировать и тот факт, что местные жители, занятые оленеводством и традиционными для севера промыслами, могут не захотеть появления на своей земле предприятия, способного нанести большой вред окружающей среде.
Наконец, есть ещё одна немаловажная проблема: какой на выходе будет получаться продукт и куда он будет поставляться? Вряд ли речь идёт о сплаве Доре, вероятнее, будет выпускаться концентрат. В случае, если он будет отправляться не на какой-либо из российских аффинажных заводов, возможна продажа в Китай или Японию. Тогда особых доходов бюджетам России и Якутии ожидать не стоит. Зато победитель аукциона может попросить льгот и преференций, тем самым законным образом уменьшив налоговые отчисления.