Каждый турист везёт с Камчатки лососёвую икру – баночку или две. Но в некоторых случаях речь идёт о десятках килограммов продукта в пластиковой таре безо всяких обозначений. Долгие годы браконьерский бизнес процветал, но с 1 ноября на чёрных схемах красного деликатеса поставлен крест – в Госдуме разработали законопроект, ограничивающий вывоз икры из региона самолётом. «Октагон.Восток» поговорил с разработчиками документа и экспертами на дальневосточной территории.
Пока законопроект запускают в качестве эксперимента, то есть временно – с 1 ноября 2022 года по 1 августа 2025-го. Запрет устанавливается на перевозку с Камчатки воздушным транспортом в багаже и в ручной клади более 10 килограммов красной икры на пассажира за один рейс. Ограничение касается исключительно икры непромышленного изготовления без маркировки.
Председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ и один из авторов законопроекта Владимир Кашин рассказал «Октагон.Восток» о причинах появления этой инициативы. По словам парламентария, в последние годы вывоз икры с Камчатки приобрёл пугающий размах.
– По большому счёту граждане занимались неприкрытым браконьерством, шёл нелегальный трафик. Понятно, что это браконьерская икра. Гнали её через аэропорт, доходило до одной тонны 800 килограммов в путину, – говорит Кашин.
«Россия в целом добывает 500 тысяч тонн лососёвой икры, из которой 80 процентов приходится на Камчатский край. И когда стали угрожать убытки до 60 миллиардов рублей в год, тогда мы выступили с инициативой запустить эксперимент и посмотреть в течение трёх лет, как будет действовать такой закон».
Владимир Кашин
председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ
Практика по вывозу икры с Камчатки складывалась на протяжении многих лет. О подробностях схемы «Октагон.Восток» рассказал местный житель – председатель Общественной палаты Камчатского края Алексей Костылев.
– В аэропорту бегают такие с бочонками и тубами по 23 килограмма, столько ведь на пролёт пассажир может взять. За 2 тысячи, за 5 тысяч рублей предлагают перевезти. А в московском аэропорту их встречают иногда прямо в зале прилёта. Реально наши люди такие объёмы, конечно, не возят. Прошли уже те времена, – отмечает Костылев.
О том, что в ручной клади пассажиры тоннами вывозят нелегальную икру, общественники Камчатки сообщали ещё в 2016 году. Активисты обращались в камчатское правительство и правоохранительные органы с требованием прекратить незаконные поставки. Но власти по каким-то причинам не реагировали.
За решение проблемы по-настоящему взялись в сентябре прошлого года: на регулярные поставки икры через камчатский аэропорт обратили внимание правоохранители. 23 сентября сотрудники полиции и ФСБ отчитались о выявлении организованной группы, которая покупала и перевозила красную икру в особо крупных размерах. В ходе мероприятий задержали сотрудницу линейного отдела МВД на транспорте – женщина была замечена в получении взятки от браконьеров.
Стоимость нелегально добытой лососёвой икры достигает нескольких миллиардов рублей.Фото: Игорь Буймистров/ТАСС
Тему продолжил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, что указывает на повышенное внимание к проблеме со стороны федерального центра. Он выступил с заявлением о том, что стоимость ежегодно вывозимой с Камчатки нелегально добытой лососёвой икры в авиабагаже достигает 3 млрд рублей, и пошла работа над законопроектом.
Обсуждались разные цифры по предельному весу икры (и пять, и 20 килограммов), но законодатели остановились на 10 килограммах. Все собеседники «Октагон.Восток» отметили, что этого объёма для перевозки икры в личных целях более чем достаточно.
– Я даже пяти килограммов, наверное, никогда не возил. Брал пару баночек для родных. А вообще, в самолёте наблюдаешь – почти все везут икру. И действительно, много немаркированной. Почему? Местные жители, наверное, знают, где икру лучше взять, где она свежая, вкусная. Всё-таки вкусовые качества у икры из московских супермаркетов гораздо ниже, – говорит депутат Законодательного собрания Камчатского края Максим Бесчастнов.
В новом законе также прописано обязательное информирование об ограничениях со стороны властей.
– Должна быть подключена общественность, как в советское время. Надо работать сообща, чтобы люди и общество были нетерпимыми, чтобы браконьер знал, что на него косятся люди и не хотят брать с него пример, – добавляет депутат Владимир Кашин.
Дата – 1 ноября – выбрана неслучайно. К этому времени завершится лососёвая путина 2022 года, желающие смогут вывезти партии морского деликатеса. Поэтому окончательный эффект власти, жители и представители нелегального бизнеса почувствуют, по всей видимости, лишь по итогам следующего, 2023 года.