В результате санкций и резко осложнившейся международной обстановки золотодобытчики разом лишились рынков сбыта, доступа к дорогостоящему зарубежному оборудованию и запчастям. В целях поддержки отрасли Центробанк стал закупать золото, но предложенные государством цены ниже рыночных. Частные лица вкладывать деньги в драгметалл не торопятся, даже после отмены НДС на покупку золота. Можно ли считать предложенные государством меры поддержки достаточными и какое будущее ожидает отрасль, разбирался корреспондент «Октагон.Восток».
Два региона Дальнего Востока являются одними из крупнейших золотоносных провинций России – это Магаданская область (добыча золота в 2021 году составила 52,1 тонны) и Якутия (40,6 тонны). Также десятки тонн драгоценного металла добывают в Приамурье, Иркутской области, на Чукотке, в Хабаровском и Красноярском краях. В целом около 600 российских компаний, мелких и более крупных, добывают более 300 тонн золота в год. Но теперь большая часть этого металла может остаться невостребованной.
Как добывать?
17 мая власти Магаданской области выступили с неожиданным заявлением: золотодобытчики региона обеспечены запчастями и горюче-смазочными материалами всего на 80 процентов, и в условиях санкций не исключено возникновение дефицита деталей.
– Большая часть компаний нашего региона пользуется техникой Komatsu, Caterpillar и в меньшей степени Volvo. Все эти компании ушли из России. Было заявлено, что золотопромышленники успели подготовиться к сезону, большую часть закупить, какое-то время – до конца года, как говорят, – проблем быть не должно. Плюс всегда есть серые схемы и обходные пути доставки запчастей, пока их не пресекли. Но как будет дальше, не очень понятно, – прокомментировал изданию главный редактор портала «Весьма» Андрей Гришин.
Сейчас золотодобытчики и поставщики техники присматриваются к китайским партнёрам. Один из крупнейших поставщиков на Дальнем Востоке, компания «Модерн Машинери Фар Ист», теперь делает акцент на доступных в текущих условиях товарах – например на китайских шинах от Techking.
В мае регион посетил полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев и поручил запустить на базе центра «Реман» (также относится к «Модерн Машинери Фар Ист») собственное производство двигателей для тяжёлой техники, хотя раньше предприятие занималось только восстановлением деталей двигателей.
Юрий Трутнев (второй слева) посетил единственный на Дальнем Востоке центр восстановления компонентов тяжёлой техники.Фото: сайт полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
Те, кто сейчас создаёт своё золотодобывающее предприятие, стараются сразу использовать доступные в условиях санкций аналоги. В частности, на новой колымской золотоизвлекательной фабрике на месторождении Тэутэджак большинство оборудования отечественного производства.
«Мы взяли всё лучшее, что производят в России. Это оборудование доступнее на 20–25 процентов, чем иностранное. Например, мельница только за счёт того, что она немецкая, стоит гораздо дороже, а работает не лучше нашей отечественной. У нас уралмашевская мельница. Мы такими пользуемся по 15–20 лет. Они работают, например, на Нявленге. Также есть ряд отечественной техники, надёжной, имеющей высокий производственный показатель», – сообщил председатель совета директоров ЗАО «Колымский производственно-коммерческий концерн “Арбат”» Александр Басанский.
В условиях санкций подорожали и топливо, и отечественная техника. По данным колымских властей, на 30 процентов увеличилась стоимость транспортной техники российского производства (КамАЗ, «Урал», УАЗ). Но не только с ней есть проблемы.
– У нас достаточно большое количество людей привозилось для работы сезонным методом с Украины. Некоторые артели были прямо заточены на то, что у них работают украинцы. Это сейчас для Магаданской области будет отдельной проблемой, – заявил «Октагон.Восток» бывший бизнес-омбудсмен Магаданской области Андрей Котов.
Реальная поддержка
Однако главной трудностью все опрошенные изданием эксперты считают не нехватку оборудования и сотрудников, а рынки сбыта. Ранее российские золотодобывающие предприятия заключали договоры с коммерческими банками, а те отправляли металл на экспорт. Также банки могли перепродавать золото Центробанку, но регулятор последние два года золото не закупал. Гохран России (подразделение Минфина) приобретал всего одну тонну в год. Таким образом, сотни тонн золота шли за рубеж, за последние два года за границу было продано около 700 тонн благородного металла.
«Санкции лишили наши аффинажные слитки статуса Good Delivery. Нам в России предложили продавать золото частным лицам, НДС убрали. Но русский народ может скупить от силы 30 тонн, а куда девать ещё 300? Центробанк возобновил покупку золота, но уже на совершенно других условиях».
Виктор Таракановский
председатель Союза старателей России
Если раньше стоимость золота зависела от курса доллара, то теперь ЦБ установил фиксированную цену – около 5 тыс. рублей за грамм. Притом что, по словам Таракановского, на тот момент грамм стоил не менее 7 тыс. рублей. В итоге о готовности купить золото заявил Гохран, но партиями не менее двух тонн и без авансирования. На таких условиях продать золото могут лишь два-три самых крупных золотопромышленника России, говорит эксперт.
Некоторые российские золотодобытчики в обход санкций перепродают золото через Объединённые Арабские Эмираты. В марте текущего года швейцарское Федеральное таможенно-пограничное ведомство (Bundesamt für Zoll und Grenzsicherheit BAZG) зафиксировало импорт в страну из ОАЭ 36 тонн золота на сумму 2,1 млрд швейцарских франков. Это количество эквивалентно совокупному объёму импорта золота из страны за шесть лет. Но такой путь довольно рискованный: если компанию уличат в подобных незаконных действиях, она может попасть под вторичные санкции.
В Союзе старателей России предлагают российским властям взять на себя решение проблем золотодобычи: увеличить бюджет, печатать деньги и покупать на них золото отечественных предприятий, складывая, например, в Фонд национального благосостояния.
Центробанк установил фиксированную цену на золото – около 5 тыс. рублей за грамм.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Как считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв, цена, предложенная ЦБ, хоть и ниже рыночной, но всё же должна с лихвой покрывать затраты золотодобытчиков. По его мнению, в текущих условиях «было бы странно требовать от властей большего».
– Пока существует поддержка от властей и Банка России, риск банкротства предприятиям отрасли не грозит. Если не считать каких-то отдельных кейсов вроде проблем имеющего британскую юрисдикцию «Петропавловска» из-за санкций против Газпромбанка. Но и здесь, я полагаю, ситуация разрешится без банкротства золотодобытчика, – говорит Калачёв.
Он предлагает золотодобытчикам самостоятельно начать поиск покупателей за рубежом, тем более что компаниям теперь разрешено получать экспортные лицензии. В частности, попытаться заключить договоры на аффинаж с зарубежными заводами, сохранившими доступ к LME, или увеличить продажи золота в концентрате.
Ведущий аналитик компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков убеждён, что в сложившейся ситуации виноваты сами золотодобытчики, годами сбывавшие крупные партии золота за доллары за рубеж и не желающие развивать внутренний рынок. Эксперт настаивает на том, что банкам совместно с золотодобывающими компаниями необходимо сформировать подходящие предложения для населения – продавать слитки небольшого веса (от 10 граммов) и осуществлять их депонирование в хранилищах банков, чтобы решить проблему с обслуживанием и оценкой слитков.
«Золото можно запустить в оборот – например, предложить золотые облигации для высококачественных заёмщиков. Но для этого нужно работать со всеми агентами, и тогда на внутреннем рынке спрос будет колоссальным».
Андрей Кочетков
ведущий аналитик компании «Открытие Инвестиции»
Финансовые эксперты согласны с золотодобытчиками в одном: золото – это гораздо более надёжный вклад, чем подверженная инфляции валюта. Оно становится активом последней инстанции для государств, которые проводят независимую политику. И, по мнению специалистов, спрос на драгметалл со стороны центробанков всех стран и населения будет только возрастать, что в конечном итоге ощутят и золотодобытчики.