На примере рынка продовольствия видны серьёзные изменения, которые сейчас происходят в структуре экономики РФ. Уже три года подряд Россия является нетто-экспортёром сельскохозяйственной продукции. То есть вывозит больше, чем ввозит. И это происходит впервые после десятилетий постсоветского периода. Главные экспортные драйверы – мясо и зерно. Главная надежда – разумеется, Китай, который, по словам экспертов, способен переварить абсолютно всё, что ему предложат. Тем не менее, несмотря на эту способность, Поднебесная пока достаточно разборчива. В прошлом году она открыла свой внутренний рынок для российской свинины, но делать это для пшеницы не торопится. Хотя и наращивает закупки прочих российских зерновых и муки.
Комбайнеры, комбайнеры, вы у случая прекрасного в гостях
По данным Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, урожай прошлой осени почти в два раза превысил собственные потребности страны.
– Везде по России урожаи, близкие к рекорду. Рекорд в ДФО, ниже среднего – по Сибири. Если говорить о внутреннем потреблении, то среднегодовое поголовье по птице осталось практически на прежнем уровне. Есть некоторое увеличение поголовья свиней, но темпы роста скромные. По комбикормам есть определённый рост, но с замедлением в темпах. То есть драйверов, чтобы увеличить внутреннее потребление зерна, нет, – комментирует генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
«Русагротранс» заявляет о том, что Россия идёт на очередной «зерновой рекорд». По подсчётам специалистов, начиная с сезона 2023 года и до только что закончившегося февраля страна отправит на экспорт 46,6 млн тонн зерна, что на 7,9 млн больше, чем за предыдущий сельскохозяйственный период. Объём экспорта в текущем сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 67 млн тонн. К этому прибавятся несколько миллионов тонн зернобобовых и муки. На данный момент 70–90 процентов импорта в таких странах, как Турция, Египет, Пакистан и Кения, приходятся на российскую пшеницу.
Амбары полны
Эксперты предсказывали, что РФ станет нетто-экспортёром продовольствия, но ожидали этого только к концу десятилетия. Россия достигла такого рубежа на несколько лет раньше. Прошлогодний продовольственный экспорт страны оценивается более чем в 50 млрд долларов. Доля зерна в этом объёме составляет около 40 процентов. Сельхозпроизводители не против её увеличить. Богатый урожай, который остаётся в России, приносит им одни проблемы. Затоваренные хранилища – это падение стоимости, что ставит отечественное производство на грань рентабельности. Как отмечают фермеры, при таком раскладе сеять вообще нет смысла. Низкая отдача не окупает эксплуатацию техники и удобрения.
«Значительно растёт экспорт продовольствия, но крестьянин не становится богаче. Цены реализации значительно упали и продолжают падать, а затраты на производство резко выросли и продолжают расти. Тариф на электричество по-прежнему в два раза выше, чем для промышленных предприятий. На пороге весна, разворачивается посевная кампания, но все эти вызовы остаются», – говорит президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников.
Продовольственный экспорт России в 2023 году оценивается более чем в 50 млрд долларов.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Интервенционные закупки зерновых со стороны государства в настоящее время составляют всего 2 млн тонн, то есть носят скорее утешительный характер.
Как сообщает Росстат, в прошлом году в России было собрано около 145 млн тонн зерновых. Специалисты считают, что при идеальном раскладе на свободном рынке конечных запасов должно остаться около 13–14 млн тонн (включая 7–8 млн тонн пшеницы). Но для этого на экспорт нужно отгрузить около 70 млн тонн.
– Есть огромные переходящие запасы. Темпы экспорта, которые опережают прошлый год, вселяют уверенность. Но есть и неприятные факторы. Тройка лидеров – Египет, Турция, Иран – очень плохие плательщики. Например, на тендерах GASC (Египет) закупается пшеница с отсрочкой оплаты в 270 дней. Даже Бангладеш платит лучше, – замечает Владимир Петриченко.
Уступите лыжню!
Понятно, что в таких условиях все взоры обращены на Китай. Особенно рассчитывают на него (в силу близости) сибирские регионы. По сведениям ФГБУ «Центр оценки качества зерна», в прошлом году такие субъекты РФ, как Новосибирская область, Алтай и Омская область, увеличили отгрузку зерновых в КНР в несколько раз. Как и весь Сибирский федеральный округ в целом.
«Самый ощутимый рост по отгрузкам в 2023/24 сельскохозяйственном году показывает сибирский ячмень. Его, как и горох, активно закупает Китай. Пшеничная мука также числится в драйверах роста, а ещё овес и гречиха», – констатировала прошлой осенью заместитель директора Центра оценки качества зерна Мария Шостак.
СФО увеличил отгрузку зерновых в КНР в несколько раз.Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
В 2023 году Правительство РФ подписало с китайской стороной протокол о фитосанитарных требованиях к пшену, а также, в дополнение к нему, фитосанитарные требования к кукурузе, рису, сое и рапсу. Последний завоёвывает всё большую популярность у сибирских сельхозпроизводителей, но, как писал «Октагон», создаёт проблемы для отечественных пчеловодов.
«Первые контакты и заинтересованность Китая в российском зерновом коридоре появились ещё в 2012 году. И с тех пор шёл последовательный процесс сближения позиций и развития. Китайская сторона заявила о необходимости целевого строительства в России современных элеваторов с единовременным хранением около 70 миллионов тонн, чтобы мы могли обеспечить долгосрочные потребности рынка КНР», – сообщил генеральный директор производственно-экспортной компании «ЭПТ» Карен Овсепян.
Своя межа ближе к телу
В России заявлено несколько серьёзных проектов, направленных на развитие сельскохозяйственного экспорта с Китаем. В их числе, например, Забайкальский зерновой терминал и сеть линейных элеваторов вдоль Транссибирской магистрали. По информации Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), сегодня идёт активная работа по допуску на рынок КНР всей продовольственной номенклатуры из России. По итогам прошлого года экспорт российского зерна в Китай повысился в три раза – до 5,5 млн тонн. Однако, как и в случае с экспортом газа, здесь не всё гладко. Об этом говорилось на ежегодной Зимней зерновой конференции, которая проходила в Белокурихе с 28 февраля по 1 марта.
– Сибирские регионы вывозят всё больше сельхозпродукции в Китай. Мука идёт на рекорд: уже отгружено 125 тысяч тонн. Это второй важнейший фактор ценообразования на пшеницу в Сибири. Однако есть особенности. Китай – крупнейший импортёр пшеницы, но он не покупает её у крупнейшего экспортёра, то есть у нас. Я задал вопрос китайцам: почему? Выяснилось, что в Китае есть квоты для своих госкомпаний, и им нет резона возиться с нашей пшеницей, – рассказал на конференции генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько.
«Это чисто политическое решение. Китай рассматривает поставки как предмет торга – они чего-то хотят взамен, каких-то преференций. Китай покупает в Казахстане, на Украине, но жёсткие требования предъявляет именно к нашей пшенице. Потенциально Китай может стать очень крупным покупателем. Нужно договариваться», – уверен президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.