В Забайкалье в программу «Дальневосточный гектар» включили участки, где высажены деревья для компенсации потерь от лесных пожаров
Участники программы «Дальневосточный гектар» получили земельные участки возле посёлка Благодатного Забайкальского края. В этом месте в 2016 году областное правительство организовало высадку деревьев, чтобы компенсировать потери леса после пожаров. Теперь молодой лес может быть уничтожен собственником гектара – по закону он обязан освоить землю, чтобы потом оформить её в собственность.
В 2015 году в регионе горело 195 тыс. гектаров леса – рекордная за последние 10 лет площадь. В 2016-м в высадке деревьев участвовала тогда ещё врио губернатора Забайкалья, а ныне экс-глава региона Наталья Жданова, члены правительства и жители – всего около 1,5 тысячи человек. Высадили 100 тыс. саженцев сосен. За компенсирующими посадками следили чиновники, высоту сосен измеряли дважды в год.
Местные жители заметили, что в этом году на участке, где растёт молодой лес, появились рабочие, которые начали возводить фундамент. «Люди начали возмущаться, узнавать везде, оказалось, что там стали давать участки под дальневосточные гектары. Дети ходили в этот лес, землянику там собирали. Сосенки, берёзки растут, а теперь всё вырывают, ездят на больших машинах», – приводит «Чита.ру» слова местной жительницы.
В районной администрации подтвердили, что земли вошли в программу. При этом районные чиновники при обсуждении участков для включения в программу в областном правительстве рассказывали о молодых посадках, заявил глава Читинского района Виктор Машуков. «Абсурдно, да. С одной стороны, потратили деньги, чтобы посадки там сделать, с другой – там же размещаем дальневосточные гектары. Но все сошлись, что препятствовать исполнению федерального закона мы не можем. Человек в границах сельского поселения Смоленское, где отведены земли под дальневосточный гектар, имеет право взять участок в любом месте – и в лесном массиве, и в том месте, где высадки были», – сказал глава.
Получившие землю граждане обязаны её обрабатывать, иначе через пять лет гектар будет изъят. Однако Машуков указывает на правовой казус: договор касается только земельного участка, но не леса, находящегося на нём: «Если собственник дальневосточного гектара хочет убрать деревья со своего участка, ему нужно в минприроды получить на это разрешение. А без разрешения нельзя, это уже хищение».
В прокуратуре уже возбудили первые дела за незаконную рубку деревьев.