Кремль объявил даты визита президента России в Китай: Владимир Путин посетит КНР 16–17 мая, и эта поездка станет первым зарубежным визитом главы РФ после инаугурации. Аналогичным образом поступил в прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин, после утверждения в должности посетивший Россию. У двух лидеров похожи не только традиции, но и союзники – встреча Путина и Си состоится после визита китайского главы в Сербию и Венгрию, которые противостоят антироссийскому давлению Вашингтона. По информации «Октагон.Восток», в ходе переговоров руководители России и Китая обсудят в том числе решение проблем с банковскими платежами при международных расчётах и коснутся реализации проекта «Сила Сибири – 2».
Это будет уже четвёртая личная встреча Путина и Си с февраля 2022 года. Сам формат государственного визита предполагает обширную и насыщенную программу – в данном случае это будет Харбин, где 17 мая открывается 8-е Российско-Китайское ЭКСПО.
Представительным будет состав российской делегации, в состав которой, по сведениям «Октагон.Восток», войдут вице-премьеры, курирующие экономику и развитие Дальнего Востока, профильные министры, отдельные губернаторы (в первую очередь дальневосточные), а также топ-менеджмент российских корпораций. Традиционно по итогам визита такого статуса и масштаба можно ожидать подписания целого ряда соглашений по всему спектру двусторонних отношений – торговому, инвестиционному, научно-техническому, гуманитарному сотрудничеству.
– К будущему визиту Путина в КНР приковано внимание всего мира. Сегодня Китай воспринимается на Западе как теневой союзник, защитник России в новой геополитической реальности. Кстати, некоторые не очень респектабельные СМИ аккурат к турне Си Цзиньпина в Европу делали вбросы на тему того, что после инаугурации Путин поедет со своим первым государственным визитом не в Китай, а в Турцию. Естественно, это полный абсурд, – комментирует политолог, специалист по международным отношениям Марина Першина.
После европейского турне
Недавно завершилось европейское турне председателя КНР Си Цзиньпина в Европу, где он провёл переговоры с лидерами Франции, Венгрии и Сербии. Глав двух последних стран в американской прессе часто называют пророссийски настроенными; одновременно с этим Венгрия и Сербия являются чуть ли не единственными европейскими государствами, поддерживающими хороший уровень политических отношений с Китаем. Венгерский премьер Виктор Орбан и сербский президент Александр Вучич были единственными европейскими лидерами (не считая Владимира Путина), принявшими участие в международном форуме «Один пояс – один путь» в Пекине.
Президент Сербии Александар Вучич (справа) и председатель КНР Си Цзиньпин (слева) во время встречи в Белграде.Фото: ANDREJ CUKIC/EPA/TASS
– Мы знаем, что Сербия не присоединилась к санкциям против России, а Орбан поддерживает отношения с Путиным. Недавно он заявил о том, что необходимо выводить на новый уровень российско-венгерские отношения. Другой важный момент: Си Цзиньпин, когда встречался с Эммануэлем Макроном и Урсулой фон дер Ляйен, в ответ на предложение европейцев участвовать в швейцарской конференции по урегулированию украинского вопроса дал понять, что без России такая конференция не будет иметь смысла, – поясняет Марина Першина.
Пул европейских стран, готовых к сотрудничеству с Россией и Китаем, в условиях растущего системного давления со стороны Вашингтона одинаков.
Хотя отношения РФ и КНР являются партнёрскими, а не союзническими, некоторые западные политики и эксперты говорят об уже сформировавшейся «оси авторитарных государств», несущих угрозу западоцентричному миропорядку. Недавно британский премьер Риши Сунак объявил о готовности в будущем столкнуться с «авторитарной осью», в которую он включил Россию, Китай, Иран и Северную Корею. Но может быть так, что лидеры западного мира своими высказываниями и действиями толкают к сотрудничеству те страны, которые пытаются изолировать и выдавить из мировой экономики и политики.
В XXI веке Россия и Китай часто выступают со сходных позиций по вопросам глобальной безопасности.
Особенно рельефно это проявляется при голосовании в Совете безопасности ООН. С 2007 года Москва и Пекин всё чаще совместно применяют право вето. Причём особенно активно двойное вето РФ и КНР стало накладываться с 2014 года – 11 раз. И если Россия готова применять вето и в одиночку (из последнего – ветирование резолюции по продлению мандата группы экспертов по санкциям в отношении КНДР), то все случаи применения вето в Совбезе ООН Китаем – совместные с РФ. Этот факт указывает как минимум на то, что у России и Китая имеется консенсус насчёт того, какие решения и действия в сфере международной безопасности являются неприемлемыми.
Чего ожидать от визита
По данным источников «Октагон.Восток» в Пекине, одним из ключевых для России пунктов переговорной повестки является вопрос банковских платежей между российскими и китайскими контрагентами. Решение этого вопроса необходимо для продолжения стабильного роста товарооборота между двумя странами, который наблюдается в постпандемический период. Если по итогам 2023 года товарооборот между РФ и КНР повысился на 26,3 процента – до рекордных 240,11 млрд долларов, то в марте – апреле 2024 года фиксируется некоторое снижение числа торговых операций, особенно в отношении китайского экспорта в РФ.
Дружба с Китаем дала трещину по банковской линии
Российский бизнес столкнулся с очередной проблемой: крупнейшие банки дружественных стран, в первую очередь Китая, ограничили расчёты с клиентами из РФ. Несмотря на попытки российских властей договориться, тенденция к ужесточению нарастает. В ближайшей перспективе, по оценкам экспертов, это приведёт к увеличению издержек бизнеса как минимум на 10 процентов, повышению цен и разгону инфляции.
Перейти к материалуНегативные тенденции проявляются в результате расширения санкционного режима США и угрозы попасть под вторичные санкции для китайских финансовых организаций. Но вопрос важен и для Пекина, так как товарооборот Китая с большинством крупных экономик в последние годы снижается.
– Я думаю, что центральными в ходе переговоров станут вопросы российско-китайских отношений. Традиционно это поставки нефти, газа – ключевые направления экспорта России в Китай. Предполагаю, что со стороны Китая будут ожидаться какие-то шаги. Россия нуждается в значительном количестве импортных товаров: из-за введения санкций у нас ограничена возможность получения на международном рынке целого ряда технологических видов продукции, – замечает Марина Першина.
Ещё один эксперт на условиях анонимности сообщает изданию, что по вопросам обхода западных санкций вряд ли стоит ждать громких и публичных заявлений. Здесь действует принцип «деньги любят тишину», отмечает собеседник.
Россия и Китай заинтересованы в увеличении товарооборота.Фото: Chinatopix/AP/TASS
Можно ожидать от переговоров и обсуждения проекта «Сила Сибири – 2», важного как для России в целом, так и для корпорации «Газпром» в частности. В 2023 году, впервые за 24 года, «Газпром» отчитался об убытках в размере 629 млрд рублей. В значительной мере это следствие подрыва трубопровода «Северный поток», выдавливания с европейских рынков, а также снижения мировых цен на газ. В долгосрочной перспективе «Сила Сибири – 2» может полностью заменить «Северный поток» в деле экспорта российского газа за рубеж. Предполагается, что в ближайшие годы спрос на газ в Китае по-прежнему будет расти, но, похоже, достигнет своего пика до завершения строительства газопровода, которое в настоящее время ожидается не ранее 2030 года. Чётких горизонтов реализации этого проекта пока нет, оттого и важны переговоры.
По информации «Октагон.Восток», второй день государственного визита пройдёт в рамках ЭКСПО в Харбине, поэтому очевидно, что будет насыщенной повестка межрегионального взаимодействия, в которой найдут отражение развивающиеся отношения субъектов ДФО с провинциями северо-востока КНР. С китайской стороны на ЭКСПО будут представлены инициативы Хэйхэ, Суйфэньхэ и Муданьцзяна, проекты Харбинской медицинской корпорации и Харбинской железнодорожной корпорации.
Вероятно, будет объявлено и об углублении сотрудничества в военно-технической сфере, а также в сфере безопасности. Россия и Китай уже проводят совместные патрулирования в морском и воздушном пространствах Азиатско-Тихоокеанского региона, теперь дело за расширением взаимодействия – количественным и качественным.