Делегация российского парламента совершает первый после пандемии визит к китайским коллегам – на заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального собрания РФ и Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Официально звучат заявления о всеобъемлющем партнёрстве, культурных и студенческих обменах. Но, как стало известно «Октагон.Восток» от одного из членов делегации, стороны обсуждают также проблемы приграничного сотрудничества и пытаются разрешить трудности с выдачей виз. Кроме того, в фокусе работы парламентариев борьба с негативным эффектом санкций и реализация договорённостей, достигнутых во время визита Си Цзиньпина в Россию.
В 2020 и 2021 годах заседания комиссии проводились онлайн, в 2022-м встреча вовсе не состоялась, так что нынешний визит – это возможность наконец-то возобновить очную, полноформатную работу.
Уже прошла официальная встреча российской делегации со своими визави во главе с председателем постоянного комитета ВСНП Чжао Лэцзи, а также беседа Валентины Матвиенко с председателем КНР Си Цзиньпином.
«Ни Китай, ни Россия не позволят никому разговаривать с ними языком силы, угроз. Мы вместе выступаем за равноправное сотрудничество. Мы вместе выступаем за недопущение вмешательства во внутренние дела, за право каждой страны определять свой путь и выбор в своём развитии», – такое публичное заявление сделала Матвиенко по итогам встречи с главой КНР.
«Октагон.Восток» удалось связаться с одним из членов делегации Федерального собрания, работающей в эти дни в Китае. На условиях анонимности он рассказал о том, что остаётся за кадром официальных сообщений пресс-служб.
Встреча Валентины Матвиенко с председателем КНР Си Цзиньпином состоялась в рамках официального визита делегации российских законодателей в КНР.Фото: сайт Совета Федерации/CC BY 4.0
По его словам, одна из ключевых задач комиссии на данный момент – законодательное сопровождение решений и договорённостей, достигнутых во время визита Си Цзиньпина в Россию в марте и председателя Правительства РФ Михаила Мишустина в Китай в мае. Также ведётся совместная разработка нормативно-правовых актов, способствующих минимизации негативного эффекта западных санкций в отношении двусторонних экономических связей России и КНР.
– Вряд ли по этому поводу мы услышим какие-либо громкие заявления и много конкретики – всё-таки тема очень щепетильная, и широкая огласка здесь способна только навредить, – отмечает в разговоре с изданием собеседник.
Он обращает внимание на то, что в составе российской делегации, помимо таких тяжеловесов в вопросах международных отношений, как первый зампред комитета Госдумы РФ по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов или вице-спикер Совета Федерации Константин Косачёв, находятся и дальневосточники – депутат, член комитета Госдумы по международным делам Роза Чемерис, председатель Законодательного собрания Приморского края Александр Ролик, а также сенатор от Амурской области и первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.
В составе комиссии и отражается одна из основных её задач – содействовать более активным связям на уровне приграничных субъектов РФ и провинций КНР.
А здесь есть проблемы, требующие решений. Беспрецедентный уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства, а также глубокого взаимного доверия лидеров России и Китая «на земле» чувствуется не всегда. Водители большегрузов и туристы, пересекающие сухопутную границу между двумя государствами, на себе испытывают эти сложности.
– Тему упрощения перехода границы и развития приграничного сотрудничества в рамках диалога с представителями ВСНП КНР активно поднимал сенатор от Приамурья Иван Абрамов, – сообщает собеседник «Октагон.Восток».
В ходе встреч обсуждался и процесс восстановления гуманитарных и туристических обменов между странами, который связан с рядом трудностей.
Не осталась без внимания проблема с получением китайских виз, а также вопрос расширения зон безвизового режима.
Сегодня гражданам в удалённых от российско-китайской границы регионах РФ приходится ждать по два-три месяца в очереди на оформление рабочей или учебной визы, а дальневосточники по-прежнему ждут возвращения безвизовых туристических обменов, как в допандемические времена.
Помимо прочего, на встречах поднимался вопрос увеличения студенческих обменов. В кулуарах можно услышать скептическое мнение, что на места в ведущих вузах Китая (некоторые из них входят в топ-50 мирового рейтинга, в частности Пекинский университет, Университет Цинхуа, Фуданьский университет в Шанхае) в первую очередь будут попадать дети высокопоставленных чиновников.
Но если даже и так, то в этом можно найти определённый плюс. После саммита АТЭС в 2012 году и многочисленных заявлений о «повороте России на Восток» часто можно было услышать критическое мнение, что настоящий поворот произойдёт тогда, когда дети российской элиты будут учиться не в парижской Сорбонне или английских университетах, а в вузах Китая, Кореи и Индии.
Возможно, теперь такое время действительно настанет.