Игроки лесной промышленности Приморья сообщают о проблемах с бизнесом: в арбитражных судах региона на разных стадиях находится больше сотни дел, связанных с расторжением договоров аренды участков леса. Часть экспертов связывают это с переделом рынка. С одной стороны, сфера становится более регулируемой государством, с другой – всё это отражается на наполняемости краевого бюджета и потенциально может лишить работы сотни приморцев, оставив лесозаготовительные посёлки опустевшими.
Показательнее всего о ситуации в лесной отрасли региона говорят цифры: если в 2019 году в Приморье было отдано под лесозаготовку 435,6 тыс. гектаров леса, то уже в 2020-м, по данным Рослесинфорга, площадь сократилась более чем в шесть раз – до 71,1 тыс. гектаров. Основная причина – приостановка проведения конкурсов на право заключения договоров аренды и их расторжение.
В октябре Пятый арбитражный апелляционный суд во Владивостоке вынес очередное неудобное для местных лесозаготовителей решение. Предприятию ООО «Ресурс», которое ещё в 2016 году заключило с региональным министерством лесного хозяйства договор об аренде лесных угодий площадью 113,2 тыс. гектаров сроком на 49 лет, запретили вести заготовку леса на арендованном участке.
За последние пару лет предприниматель провёл таксационные работы – длительные мероприятия по пересчёту леса. После окончания этих работ, в 2020-м, ООО «Ресурс» вновь обратилось в минлесхоз Приморья с целью подписания допсоглашения о внесении изменений в договор. Арбитражный суд Приморского края утвердил решение о подписании допсоглашения 25 июня. Но с этим не согласился Рослесхоз, который посчитал, что в документ внесено слишком много изменений, к тому же занижены объёмы деревьев-медоносов. Апелляционный суд согласился с позицией Рослесхоза и отменил судебное решение. Это означает, что фактически ООО «Ресурс» не может производить заготовку леса на арендованном участке.
Инцидент демонстрирует новый, более тщательный подход государства к тому, какие договоры заключаются в сфере аренды леса и какие подписываются дополнительные соглашения.
Государство требует обоснованных решений, а не тех, которые удобны коммерсантам. Однако собеседник корреспондента «Октагон.Восток» указал на то, что такие судебные дела в Приморье с 2020 года становятся массовым явлением. Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (ДФО) поступательно оспаривает почти каждое такое допсоглашение по итогам таксационных работ.
В июле этого года Союз заготовителей, переработчиков и экспортёров леса Приморского края направил письмо руководителю Рослесхоза Ивану Советникову. Из текста письма следовало, что договоры по более чем 70 участкам леса в Приморье могут быть одномоментно расторгнуты, что лишит работы жителей Дальнереченского, Красноармейского, Пожарского, Тернейского и Кировского районов Приморья. Также за лесопереработчиков вступилась и уполномоченный по правам предпринимателей Марина Шемилина, направив обращение в центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».
Например, в посёлке Чугуевка один из лесозаготовителей (предприятия ООО «Восток-ВБ» и ООО «Примресурс») взял в середине 2010-х годов по переуступке прав три участка в аренду. Больше пяти лет он успешно работал и платил налоги, а затем его договор аренды был аннулирован, десятки сотрудников остались без работы. Кому-то везёт больше: лес удаётся отстоять, но на это уходят долгие месяцы, а в некоторых случаях – годы.
Дела в арбитражных судах длятся месяцами и тормозят рабочие процессы на лесозаготовках.Фото: Matthias Rietschel/dpa/TASS
– На данный момент в арбитражных судах больше сотни дел на разных стадиях. Решений вынесено очень мало. Приходят третьи лица, заявляют абсурдное ходатайство или говорят, что сегодня они к процессу не готовы. И дело переносится на месяц. Пока идут суды, ты не можешь заниматься лесозаготовками. А ими лучше всего заниматься зимой – с ноября по март. Проще пилить, прокладывать дороги, да и сам зимний лес более качественный. В прошлом году у доброй половины лесозаготовителей была попросту сорвана работа, – рассказал представитель лесоперерабатывающей отрасли, пожелавший остаться анонимным.
– Это чиновничий беспредел, полное несоответствие занимаемым должностям. Вся эта политика проводится как будто на удушение нашего бизнеса. Сейчас диалог постепенно налаживается, но проблем и вопросов по-прежнему очень много, – считает генеральный директор Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортёров леса (ПАЛЭКС) Павел Корчагин.
Интересы государства в судах представляет департамент лесного хозяйства по ДФО – структура Рослесхоза, территориально располагающаяся в Хабаровске.
Однако один из собеседников издания указывает, что полпред президента в ДФО Юрий Трутнев лично курирует лесной вопрос в Приморье.
Напомним, президент России Владимир Путин в 2020-м обратил внимание на состояние лесной отрасли. С 1 января 2022 года призвал прекратить вывоз необработанных или обработанных только для вида лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. В начале 2021 года Трутнев озвучил планы Правительства РФ создать госкомпанию по экспорту круглого леса. Затем Правительство приняло решение о поэтапном повышении вывозных и таможенных квот. В 2021-м обложение на таможне составило 80 процентов, а в следующем году вступит в силу запрет на вывоз круглого леса. Это решение объяснили созданием рабочих мест в лесной отрасли и планируемым строительством перерабатывающих предприятий.
Тем временем местные лесозаготовители начали один за другим разоряться.
«Вот уже больше года мы отслеживаем ситуацию с лесной отраслью в Приморском крае. И пока финансовые прогнозы на 2021–2022 годы неутешительны».
Наталья Данько
представитель некоммерческого партнёрства «Лига финансовых институтов»
– В одном из дел, где приморское лесоперерабатывающее предприятие пытается заключить мировое соглашение с минлесхозом Приморья, достигнута договорённость: предприятие будет платить не только в федеральный бюджет, но и в краевой. Размер налогов в год составляет примерно 5 миллионов рублей. Но чиновники из Хабаровска, которые принимают участие в данном деле, настаивают на полном расторжении договора. В этом случае бюджет Приморского края гарантированно недополучит 5 миллионов рублей. При этом непонятно, какая выгода будет достигнута от того, что никто не будет платить за аренду лесного участка ни в федеральный, ни в краевой бюджеты. Я сейчас говорю только об одном предприятии, а таких десятки, – прокомментировала ситуацию представитель некоммерческого партнёрства «Лига финансовых институтов» Наталья Данько.
Кроме того, бюджет недополучит деньги в случае вынужденного сокращения персонала на предприятиях. Отдельно стоит вопрос безработицы: многие приморские посёлки и районы живут исключительно за счёт лесозаготовки.
Владивосток