Осенью этого года исполнится 15 лет с момента передачи Россией Китаю части острова Большой Уссурийский, располагающегося на реке Амур. За это время Поднебесная построила на своей территории ботанический сад, пагоду, гостиничный комплекс, этнографический парк, зоопарк. Хабаровский край не сделал почти ничего и до сих пор не открыл пункт пропуска, хотя предприниматели пытались, а чиновники раз за разом придумывали всё новые концепции развития территории.
Остров Большой Уссурийский имеет площадь 350 квадратных километров и поделён между двумя странами примерно поровну. Его российская сторона находится настолько близко к Хабаровску, что расположенный там посёлок Уссурийский входит в территориальные границы Индустриального района краевого центра.
На китайской части острова размещены пагода Восточного полюса, высотой 81 метр, площадь Солнца, комплекс водно-болотных угодий и сафари-парк с медведями. На остров ведут мост и железная дорога. За эти 15 лет Большой Уссурийский в Китае уже стал туристической Меккой – миллионы жителей приезжают посмотреть на самую восточную точку страны.
Дальнейшее развитие территории и туризма уже зависит от России: Поднебесная годами ждёт действий от российской стороны, время от времени поднимая тему Большого Уссурийского. В очередной раз набивший оскомину вопрос задала делегация из Фуюаня, прибывшая в Хабаровск в апреле.
«Мы должны совместно работать над развитием острова Большой Уссурийский. Надеемся, что будем вместе продвигать работы по открытию грузового и пассажирского пункта пропуска там. Это поможет расширить обмен между нашими городами», – заявил секретарь горкома Коммунистической партии Китая городского уезда Фуюань и глава комитета управления и строительства китайской части острова Большой Уссурийский Хэ Дахай.
Проект освоения острова Большой Уссурийский называли в крае приоритетным ещё со времён экс-губернатора Вячеслава Шпорта, ведь выгодное расположение может принести Хабаровску колоссальный туристический поток и прибыль.
Начиналось всё весьма радужно. В 2013 году даже был сдан мост, который соединил остров с материковой частью краевой столицы. Тогда же хабаровские чиновники запланировали открытие пассажирского пропускного пункта и ряда других объектов. Но в том же году произошло сильнейшее в истории региона наводнение, которое привело к внесению в Водный кодекс РФ поправок, запретивших любое капитальное строительство в зоне потенциального подтопления «без проведения специальных защитных мероприятий». Всё это обернулось многолетней заморозкой планов по освоению острова.
– Восемь концепций Большого Уссурийского разрабатывалось, а мы всё никак не можем приступить к их реализации. Запрет строительства на территориях, подлежащих подтоплению, привёл к необходимости более существенных затрат. Но во времена, когда отношения Китая и России вышли на новый уровень, проект может получить новое дыхание, и инфраструктурные проволочки удастся решить. Или же нужно создать условия, чтобы частный капитал участвовал, но для этого нужно дать знак – открыть хотя бы пункт пропуска, который согласован почти 10 лет назад. А для этого достаточно отсыпать один гектар под здание, поднять уровень территории, чтобы её не топило. Также поступаем с дорогой – порядка 24 километров. Это ведь небольшие затраты, – делится с «Октагон.Восток» председатель Хабаровского регионального отделения «Опоры России» Сергей Мазунин.
О необходимости организовать грузовой переход на остров китайская сторона заявляла ещё в 2015 году.
Уже тогда отмечалось, что это позволит увеличить товарооборот между провинцией Хэйлунцзян и Хабаровским краем на 20 процентов. Однако согласование переквалифицирования пункта в грузопассажирский затянулось до 2021 года. В текущем году наконец-то приступили к работам по открытию для Китая «дверцы» на острове Большой Уссурийский.
– В настоящее время мы завершаем разработку проектно-сметной документации по строительству дороги к грузопассажирскому переходу. В конце апреля – начале мая направим всё на госэкспертизу. Также началась работа по подготовке насыпного земельного участка под строительство грузопассажирского пункта, – сообщают в пресс-службе министерства транспорта Хабаровского края.
Впрочем, начало работы над документацией не является гарантией оперативного строительства дороги. Процесс может затянуться, и есть те, кому это выгодно.
Пограничный переход – это эпицентр приграничного экономического сотрудничества, и прежде муниципальные образования активно боролись за их появление. Именно поэтому президент общероссийской организации «Опора России» Александр Калинин пророчил Хабаровску огромные прибыли, сравнивая его с Кяхтой – одним из самых богатых городов Российской империи, поскольку тот располагался на Великом шёлковом пути. Даже по самым скромным подсчётам, речь идёт о миллиарде рублей, который поступит в хабаровский бюджет и не достанется какому-либо другому.
– Есть разные финансовые группы из соседних регионов, которые не заинтересованы в развитии нашей половины острова Большой Уссурийский, поскольку нарушатся их логистические цепочки. Вижу причины затягивания именно в этом, – отмечает Сергей Мазунин.
«Сложившиеся погранпереходы работают, а новые рассматриваются как конкурирующие. Но сейчас объёмы товарооборота увеличиваются, поэтому необходимо развивать транспортную приграничную инфраструктуру, или она станет узким местом, которое окажется сдерживающим фактором».
Сергей Мазунин
председатель Хабаровского регионального отделения «Опоры России»
По словам собеседника издания, в ходе его недавней поездки в Харбин выяснилось, что российский мост на остров Большой Уссурийский, на возведение которого потрачено из бюджета более 5 млрд рублей, был рассчитан на пассажирский проезд. Он имеет ограничение по нагрузке – 25 тонн, тогда как для проезда фур мост должен выдерживать нагрузку 40 тонн.
– Китайцы уже устали нас ждать, поэтому вообще предложили за свой счёт построить постоянный мост на пропускном переходе Жаохэ – Покровка, а не понтонный, как сейчас, [в качестве альтернативы проезду через остров Большой Уссурийский]. И тут же добавляют: главное, чтобы у вас согласовали, – говорит Мазунин.
Строительства каких-либо объектов на территории острова Большой Уссурийский в ближайшее время никто из экспертов не ожидает. Все они сходятся в том, что прежде всего необходимо дождаться открытия грузопассажирского погранперехода.
– Сейчас для гостей из Поднебесной, по моему мнению, в первую очередь привлекательна и очень удобна именно транспортная логистика Большого Уссурийского, чтобы приехать на один-два дня в Хабаровск. Мы вполне могли бы конкурировать здесь с соседними регионами за турпоток. Всегда важную роль играла логистика: чем дешевле – тем привлекательнее, а тут за переходом почти сразу [расположен] краевой центр. Кроме того, если раньше гости ехали в западные города России, то теперь программа правящей партии Китая нацелена на то, чтобы поток туристов шёл именно в дальневосточные регионы России. Это связано с опасностями, которые могут возникнуть из-за ситуации на Украине. Людей прямо предупреждают об этом, а у нас, к сожалению, ничего не готово. А ведь были желающие заниматься развитием территории, но бюрократию проходят не все, – полагает член Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева.
Что касается инвесторов, в этом смысле ярким примером был ныне покойный местный миллиардер Игорь Неклюдов.
Бизнесмен за свой счёт перестроил принадлежащую ему базу отдыха в Хабаровском районе в речной вокзал и закупил теплоходы, чтобы перевозить туристов с китайской половины острова Большой Уссурийский в Россию. Денег он не жалел и потратил целое состояние на то, чтобы объект стал лучшим в стране приграничным пунктом пропуска. Приступить к работе предприниматель планировал в сентябре 2017 года, но даже в апреле 2018-го ему не удалось пройти процедуру согласования.
«В сентябре нас начали “кошмарить”, как сказал бы наш президент. Нас одновременно проверяли шесть организаций – транспортная прокуратура, антимонопольный комитет, прочие. Мы с ними переговорили, отчитались за всё. Остальные как-то отошли в сторону, но если бы они нашли у нас что-то, то разорвали бы. Пошли по жалобе пограничного управления», – признавался Игорь Неклюдов в 2018 году.
Согласовать открытие приграничного пункта пропуска ему так и не удалось. Причём не помогла даже поддержка полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. А после смерти миллиардера объект оказался утрачен.
В итоге теплоходы были распроданы, а само здание вновь используется как отель и место проведения мероприятий. Для сохранения речного вокзала никто ничего не сделал.
– До пандемии в год китайскую половину острова посещали около 800 тысяч туристов, а в период коронавируса поток увеличился до 2,5 миллиона человек. Нам уже прямо говорят: откройте дверь, постройте объекты туристической привлекательности. Нужно принимать быстрые решения и реализовывать, а то в Хабаровском крае и нормальных пунктов пропуска нет. Потому нас посещают 25 тысяч китайцев, Амурскую область – 100 тысяч, а Приморье – все 500 тысяч. Мы можем их даже обогнать, ведь Китай сам генерирует поток людей на остров, – убеждён Сергей Мазунин.
Тем временем китайцы уже подготовили базовый план строительства пункта пропуска на своей половине острова Большой Уссурийский и продолжают развивать территорию. Зимой они построили там базу для испытания машин, которые впоследствии планируют экспортировать в Россию через грузопассажирский переход. В результате именно Хабаровск станет крупным рынком сбыта автомобилей из Поднебесной. Осталось только открыть пункт пропуска.