Фургал под запретом

Фургал под запретом

Политика 22 февраля 2024 Алексей Зарайский

Сторонники бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, осуждённого на 22 года по обвинению в убийстве конкурентов, теперь вне закона. В четверг Хабаровский краевой суд удовлетворил иск прокуратуры о признании экстремистским движения «Я/МЫ Сергей Фургал»*. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в регионе – общественники и депутаты разошлись в оценках произошедшего. Теперь хабаровчане не понимают, могут ли понести какое-либо наказание за поддержку бывшего главы региона.

О вердикте Хабаровского краевого суда, который признал экстремистским межрегиональное общественное движение «Я/МЫ Сергей Фургал»*, сообщила прокуратура Хабаровского края, подчеркнув, что решение судебной инстанции «обращено к немедленному исполнению».

«Установлено, что межрегиональное общественное движение под прикрытием идей защиты и поддержки бывшего губернатора региона осуществляет экстремистскую деятельность. Объединяющей основой движения служит экстремистская идеология, заключающаяся в возбуждении ненависти и вражды к представителям институтов власти, разрушающая правовые устои и ценности общества. Фактическими целями являются создание условий для изменения основ конституционного строя РФ и смена власти в стране насильственным путём», – отмечают в прокуратуре.

Напомним, летом 2020 года сразу после ареста Сергея Фургала (позже признан виновным в организации убийств конкурентов и приговорён к 22 годам колонии строгого режима) и этапирования его в Москву в Хабаровском крае проходили многотысячные митинги и акции протеста. Зачастую участники акций использовали наклейки и плакаты с фразой «Я/МЫ Сергей Фургал»*.

Участники несогласованной акции в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала в августе 2020 года.Участники несогласованной акции в поддержку бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала в августе 2020 года.Фото: Дмитрий Моргулис/ТАСС

По данным надзорного ведомства, в ходе работы движения использовались «различные политические технологии воздействия на принятие органами власти решений, включая организацию и проведение несогласованных массовых публичных мероприятий». А сама организация действовала в активной координации различных зарубежных центров, «ведущих деструктивные действия в отношении России».

В сообщении прокуратуры не указано, кто является организатором движения. Неизвестно также, какой из множества телеграм-каналов, созданных в регионе в поддержку бывшего губернатора, может оказаться под запретом.

– Можно ли сказать, что это общественное движение вообще существовало? Ведь тогда должен быть идейный лидер, который бы занимался организацией встреч, необходим устав, а тут люди выходили по велению сердца. И не в одно время, а многие присоединялись в процессе и в разных местах. Более того, у участников митингов были конкретные смены позиций: «Свободу Фургалу», «Суд в Хабаровске», а затем вообще отклики КПРФ, которые тогда хайповали на теме. Даже формулировку «Я/МЫ» придумали задолго до нас. И замечу, что акции уже давно затухли. Ныне стоят пенсионеры на Комсомольской площади, но разве это движение? Они и мухи не обидят, собираются, чтобы обсудить новости. Тут скорее клуб по интересам, – рассуждает экс-депутат Хабаровского района, представитель регионального отделения партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Василий Харитонов.

Подозрительная активность

В то же время бывший депутат гордумы Хабаровска от партии «Единая Россия» и активный общественник Андрей Никонов заявляет «Октагон.Восток», что готов «аплодировать» надзорным органам, которым удалось доказать свою правоту в суде и закрыть движение. По его мнению, примерно в 2015–2016 годах хабаровчан «накачивали негативом» в отношении действующей власти – депутатов, мэра, губернатора и даже Москвы. Ещё и бывший глава региона Вячеслав Шпорт мог позволить себе не встречаться с людьми. Произошло отторжение, поэтому люди и выбрали Фургала, а затем активно выступали в его поддержку.

– Хабаровск регулярно посещают гости, и крайне странно в их глазах выглядели митингующие, которые уже всем порядком надоели. Мы же должны чётко понимать, что в правовом государстве вопросы решаются не митингами и пикетами. Экс-губернатор был признан виновным, согласитесь и уйдите. А они стоят. Многие уже заподозрили корыстную заинтересованность. Явно не просто ради идеи кто-то готов ежедневно стоять при температурах –35, +35, ещё и при нашей огромной влажности. Сергей Фургал стал удобной ширмой, за которой они спрятались и поднимали самые разные темы: там критиковали нашего президента, высказывались против СВО, – полагает Андрей Никонов.

«Почему это решение было принято сейчас, понятно. Дождались решения суда по уголовному делу Сергея Фургала, где его признали виновным, а после занялись сбором качественной доказательной базы».

Андрей Никонов | общественник Андрей Никонов
общественник

У представителей ЛДПР позиции по поводу случившегося неоднозначные. Многие, услышав о закрытии движения «Я/МЫ Сергей Фургал»*, в беседе с «Октагон.Восток» отказывались комментировать происходящее. Одна из тех, кто согласился поделиться мнением, – депутат гордумы Хабаровска от ЛДПР Наталья Марченко.

– Я не ходила на митинги, но у меня двоякое отношение к запрету движения. Люди разве совершали противоправные действия? Думаю, это были стихийные встречи, где собравшиеся показали свою сплочённость. Кто-то придумал эмблему, другие подхватили – сработал эффект толпы. Сейчас лучше дождаться объяснения прокуратуры, – убеждена Наталья Марченко.

В то же время обвинения в провокациях в ходе акций протеста признают оправданными и сами участники митингов за Фургала.

– Порой на митингах были откровенные провокаторы. То есть толпа кричит в поддержку Фургала, а провокатор критикует президента. Но его сразу же выгоняли с акции. Такое случалось не раз, но всё же это были единичные случаи. Думаю, что это делалось намеренно, чтобы опорочить вышедших людей, – рассказывает изданию один из активных участников митингов 2020 года.

Стоит отметить, что неделю назад в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) за дискредитацию Вооружённых сил РФ оперативниками МВД и ФСБ был задержан бывший депутат комсомольской гордумы Олег Паньков. Многие тогда называли его членом движения «Я/МЫ Сергей Фургал»*. Однако источники «Октагон.Восток» утверждают, что Паньков не имел и не имеет отношения к Фургалу и даже, наоборот, активно его критиковал.

– В интернете его вдруг назвали активистом из движения «Я/МЫ Сергей Фургал»*. Видимо, это была подготовка к сегодняшнему делу, – делится собеседник на условиях анонимности.

Погасить мятежный огонёк

Целый ряд политтехнологов связывает произошедшее с желанием погасить ресурсы протеста в преддверии масштабных выборов в Хабаровском крае – осенью в регионе будут голосовать за депутатов городской и законодательной дум.

– Хабаровский край всегда был опорой президента РФ. Такой столичный форпост. Но с 2014 по 2018 год произошло много негативных изменений, что привело к образованию протестных настроений населения. Поэтому сейчас решили погасить возможный огонёк. В условиях внешнеполитических событий, наверное, правильное решение. Но движение давно себя изжило – сильные игроки из него ушли на другие площадки. То есть ядра не осталось. Можно было мягкими движениями сделать остатки токсичными, а решили действовать грубо. Но это Дальний Восток, людей дальше уже не ссылают, – считает представитель Российской ассоциации политических консультантов в ДФО Даниил Ермилов.

Кому грозит ответственность

Пока краевая прокуратура не внесла ясность по поводу того, кого и за что будут привлекать к ответственности в связи с признанием движения экстремистским – за участие в несанкционированных акциях, за выступления на митингах, за фото в своих аккаунтах в социальных сетях или же за наклейку на автомобиле.

– Эта категория дел рассматривается на закрытых судебных заседаниях, решения по ним для всеобщего обозрения не предоставляется. Думаю, что в данном случае мы его и не увидим. И в таких условиях главный вопрос – каким образом люди должны защищаться, доказывать отсутствие злого умысла. Как люди должны узнать, что организация является экстремистской? Только от прокуратуры. Но эти комментарии достаточно пространные, и нет уверенности, что в них полностью отражается решение суда. А в данном случае у меня как у юриста масса вопросов, – комментирует хабаровский юрист, не пожелавший афишировать своё имя.

* Движение «Я/МЫ Сергей Фургал» признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ.