Лунная станция, трансграничный резерват для леопардов и тигров, совместное развитие острова Большой Уссурийский – завершающийся двухдневный государственный визит президента РФ Владимира Путина в Китай отметился рядом новых совместных инициатив. Первая после инаугурации и формирования нового Правительства зарубежная поездка российского лидера позволила партнёрам сверить часы и продемонстрировала Западу независимость от международной конъюнктуры. Судя по публичным заявлениям, сторонам удалось найти решение проблем с банковскими платежами и договориться об усилении сотрудничества в сфере энергетики.
По итогам первого дня визита и переговоров президента России с главой Китая Си Цзиньпином был опубликован довольно скромный список документов (всего 11) в области двустороннего сотрудничества, три из которых касаются взаимодействия государственных медиакорпораций двух стран, а некоторые направлены на унификацию фитосанитарных требований. Однако значимость состоявшегося визита намного шире. Он показывает, что российско-китайские отношения не зависят от внешней конъюнктуры и что Москва и Пекин твёрдо намерены сотрудничать по широкому кругу вопросов.
В результате состоявшихся переговоров глав государств объявлено, что Россия и Китай будут стремиться к росту доли национальных валют в двусторонней торговле, инвестициях и кредитовании, развитию необходимой финансовой инфраструктуры, которая позволит осуществлять бесперебойное функционирование каналов расчётов между контрагентами в РФ и КНР.
Отдельно обозначено, что в текущем году будет подготовлена новая редакция Плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества.
«Мы договорились, что Россия и Китай и далее будут укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений, энергично задействовать национальные платёжные системы для обслуживания наших экономических операторов», – заявил Путин по итогам переговоров.
Можно предположить, что другим средне- и долгосрочным последствием российско-китайских переговоров будут всё более активно развивающиеся процессы дедолларизации, а также использования собственных систем трансграничных платежей, не связанных с системой SWIFT. Эти процессы касаются не только двусторонней российско-китайской торговли: в апреле 2023 года Бангладеш выплачивал российский кредит под строительство АЭС «Руппур» в юанях, используя для этого китайскую трансграничную банковскую систему (Cross-Border Interbank Payment System, CIPS). С 2022 года российские банки всё активнее подключаются к этой системе. Расширение и углубление взаимодействия между Системой передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России и CIPS может открыть новые перспективы в финансовом взаимодействии РФ и КНР.
Следует отметить, что пример подобной интеграции банковских систем у России имеется – с 2023 года СПФС соединена с иранской платёжной системой SEPAM.
Ранее «Октагон.Восток» сообщал о том, что на полях переговоров запланировано обсуждение реализации проекта «Сила Сибири–2». Слова Владимира Путина довольно определённо об этом свидетельствуют:
«Наш стратегический альянс в энергетике, ставший несущей опорой всего глобального рынка энергоресурсов, уверен, будет и дальше укрепляться. Россия готова и способна бесперебойно, надёжно снабжать китайскую экономику – предприятия, города, посёлки – экологически чистой доступной энергией».
Помимо прочего, Путин и Си обсудили перспективы развития потенциала сотрудничества двух государств в сельскохозяйственной сфере. Обозначена необходимость расширения взаимного доступа к агропромышленной продукции. Коснулись стороны и вопроса создания российско-китайских пилотных зон сельскохозяйственного сотрудничества – в первую очередь на территории Дальневосточного федерального округа.
Члены российской делегации во главе с Владимиром Путиным во время встречи с Си Цзиньпином в Доме народных собраний.Михаил Метцель/POOL/ТАСС
Как и предполагал «Октагон.Восток», в совместном заявлении РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства подчёркнута общность подходов Москвы и Пекина к вопросам международной безопасности. Военно-техническому сотрудничеству двух стран традиционно уделяется большое внимание, а в составе российской делегации в рамках государственного визита участвовали как бывший министр обороны Сергей Шойгу (сейчас – секретарь Совета безопасности РФ), так и нынешний – Андрей Белоусов.
Известно, что Китай и Россия будут расширять сотрудничество в таких областях, как искусственный интеллект, телекоммуникации, интернет, кибербезопасность и защита данных, а также координация радиочастот, – в сферах, которые имеют существенное значение для безопасности в современных условиях.
Объявлено и о партнёрстве в космической сфере: в перспективе у РФ и КНР совместная международная научно-исследовательская лунная станция, исследование дальнего космоса и сотрудничество между китайской навигационной системой BeiDou и российской спутниковой системой ГЛОНАСС. Правда, даты реализации пока неизвестны.
Значимые для дальневосточников договорённости – создание усилиями России и Китая первого в мире трансграничного резервата для леопардов и тигров «Земля больших кошек», а также реализация единой концепции развития острова Большой Уссурийский, который находится рядом с Хабаровском.
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин (слева направо на первом плане) во время неформальной встречи в правительственной резиденции «Чжуннаньхай».Фото: Михаил Метцель/POOL/ТАСС
Достаточно много в заявлении РФ и КНР говорится о деструктивной роли Соединённых Штатов в вопросах международной безопасности как на глобальном, так и на региональном уровне. Подчёркивается следующее: Вашингтон не оставляет попыток подорвать стратегическую стабильность посредством развёртывания глобальной системы противоракетной обороны и реализации стратегии «расширенного ядерного сдерживания», к которой уже подключаются такие страны, как Австралия (хоть она и является государством – участником Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в южной части Тихого океана). Недвусмысленно обозначена озабоченность Москвы и Пекина в отношении «индо-тихоокеанской» стратегии США и всей американской линии на строительство «азиатского аналога НАТО» в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Во второй день государственного визита работа велась в Харбине – этот город Владимир Путин посетил впервые. Здесь и был дан старт 8-му Российско-Китайскому ЭКСПО, в мероприятиях которого принимают участие делегации 25 субъектов РФ.
Владимир Путин, заместитель председателя КНР Хань Чжэн и генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв (справа налево) во время осмотра экспозиции VIII Российско-китайского ЭКСПО.Фото: Сергей Бобылев/POOL/ТАСС
На открытии выставки Путин поблагодарил жителей Харбина за бережное отношение к общему культурному и духовному наследию, сохранению памяти о советских воинах-освободителях и общих страницах боевой славы. В качестве перспектив обозначено расширение сотрудничества между дальневосточными регионами России и северо-восточными провинциями Китая.
В своём выступлении на ЭКСПО российский президент поприветствовал стремление китайского бизнеса к локализации производств на территории РФ. Такая работа поможет обезопасить экономическое сотрудничество России и Китая от негативных последствий американского санкционного давления.
Точку в поездке поставил брифинг российского лидера, который стал платформой для важных заявлений на тему украинского конфликта. Отвечая на вопросы, президент заявил о том, что планов по взятию Харькова сейчас нет, а операция ВС РФ на указанном направлении является ответом на обстрелы российских регионов. Си Цзиньпин поделился с Владимиром Путиным результатам поездки в Европу: Пекин стремится к мирному урегулированию украинского вопроса. Теперь в фокусе находится саммит по Украине в Швейцарии, возможность участия в котором представителей КНР обсуждается.