КПРФ стремительно теряет позиции в ранее считавшихся протестными регионах Дальнего Востока. Иллюстрацией кризиса стало то, что в хабаровском парламенте попросту не осталось коммунистов: всех депутатов исключили из партии. В Приморье до минимума сократилось присутствие коммунистов в думе Владивостока, аналогичная ситуация сложилась в муниципалитетах Сахалина. В целом во всех регионах ДФО политический сезон 2023 года характеризовался крайней управляемостью, что говорит о готовности к большой кампании весной, но может привести к негативным последствиям для власти в более далёкой перспективе.
Красная самоликвидация
Последний депутат Законодательной думы Хабаровского края от КПРФ Светлана Изотова написала заявление о выходе из партии. Этот случай завершил сложившуюся в партотделении практику. Ранее коммунисты исключили из своих рядов троих других парламентариев. В результате в красной фракции, как и во всём региональном парламенте, не осталось ни одного представителя КПРФ.
Светлана Изотова получила мандат в ходе довыборов осенью 2021 года, а уже этим летом публично отреклась от кандидата в мэры Хабаровска от КПРФ Александра Чупрова и заявила, что вообще не знает, кто он такой. При этом Изотова неоднократно была замечена в окружении члена «Единой России» Сергея Кравчука, также боровшегося за пост градоначальника. В итоге её исключили из руководящего органа крайкома КПРФ, о чём она узнала постфактум.
– Присутствовать не смогла, поскольку за сутки до встречи бюро её перенесли. Но мне партийцы рассказали о случившемся. Видимо, в работу партии не входит ставить в известность людей, что их исключили. Поговорить с первым секретарём крайкома Петром Перевезенцевым нам не удалось. В итоге написала заявление о выходе. Это моя личная позиция, – говорит Светлана Изотова.
Светлана Изотова написала заявление о выходе из партии.Фото: группа «Законодательная Дума Хабаровского края» в соцсети «ВКонтакте»
Борьба КПРФ с собственными краевыми депутатами стартовала после выборов 2019 года: через месяц после избрания из партии была исключена Татьяна Быченко. Она самовольно выдвинула свою кандидатуру на должность заместителя председателя и победила. Самодеятельность в партии простить не смогли, ведь место предполагалось для главы фракции КПРФ Сергея Ильина. Впрочем, он сам, а также третий парламентарий – Максим Кукушкин – были изгнаны из рядов коммунистов чуть позже, в 2021 году.
– Ситуация с КПРФ в крае феноменальная. Отделение деградирует и предаёт интересы своих избирателей и депутатов. Репутационно партия, конечно, многое потеряла в крае. Часть избирателей голосует за бренд, но всё же большая часть – за конкретных политиков (тем более на местных выборах), поэтому КПРФ придётся серьёзно потрудиться с подбором кадров в преддверии выборов 2024 года, – делится своим мнением политолог Илья Паймушкин.
Оппозицию не выбирают
В сентябре на Дальнем Востоке выбирали губернаторов Приморья, Якутии, Чукотки, Магаданской области и Приамурья, а также мэра Хабаровска. Во всех кампаниях победу с большим перевесом одержали действующие руководители, представители «Единой России». Ни протестный Хабаровск, ни окрасившаяся в красный Амурская область с ярким оппозиционным кандидатом на пост главы региона не смогли удивить – многодневное голосование и работа с «правильным» избирателем сыграли решающую роль.
Расстановка сил в Амурской области привлекала наибольшее внимание политических экспертов со всего Дальнего Востока. Действующему губернатору Василию Орлову КПРФ противопоставила видного политика, известного беспартийного бизнес-омбудсмена Бориса Белобородова. Последнему даже пытались отказать в регистрации, включив кандидата в гонку лишь после жалобы в ЦИК. Но результаты представителя оппозиции оказались несоразмерными опасениям: Василий Орлов получил 82,38 процента голосов против 7,9 процента у его красного конкурента. Такой итог оказался наиболее уверенным среди всех регионов ДФО.
Василий Орлов получил 82,38 процента голосов.Фото: сайт президента РФ
Хабаровск с результатом 45,42 процента вновь возглавил единоросс Сергей Кравчук. Его ближайший оппонент – сторонник бывшего главы региона Сергея Фургала и представитель «Справедливой России» Михаил Сидоров – получил 33,2 процента. Явка по сравнению с прошлыми выборами снизилась и составила скромные 26,66 процента.
– Мы делали всё что возможно – раздавали листовки, ставили информационные кубы, встречались с гражданами. Но люди не пришли на голосование. Тем не менее удалось набрать достойный результат. Это результат деятельности нашей команды, которая почти два месяца жила практически в круглосуточном режиме, – рассказывает «Октагон.Восток» экс-кандидат в мэры Хабаровска Михаил Сидоров.
– Результат обусловлен совместными усилиями Юрия Трутнева, Михаила Дегтярёва и только потом Сергея Кравчука. Пока союз действует, но ситуация быстро может поменяться. А мы после президентских выборов ожидаем серьёзных изменений политического пространства: не все партии останутся, им на смену придут другие. Сидоров набрал 33 процента, это очень хороший результат при давлении, которое на него оказывалось, – полагает доктор политических наук, руководитель хабаровского отделения Российского общества политологов Илдус Ярулин.
«При наличии серьёзной поддержки он с командой может стать силой не только в законодательной думе, но и на губернаторских выборах, если Михаил Дегтярёв к тому времени пойдёт на повышение».
Илдус Ярулин
доктор политических наук, руководитель хабаровского отделения Российского общества политологов
Приморский край предсказуемо оказался на волне федеральных и окружных трендов – давно канули в Лету времена «красного губернатора», причём КПРФ сама решила не провоцировать конфликтную ситуацию и попросту не выдвинула своего кандидата. Действующий глава региона Олег Кожемяко укрепил свои позиции в Приморье, набрав 72,78 процента голосов.
«Очевидно, что Юрию Трутневу удалось стабилизировать округ, а протестная активность сошла на нет. Все регионы показывали стабильную явку, хотя в ряде субъектов структура явки указывает на активную работу административного ресурса и мобилизацию бюджетников», – резюмировал политолог Вячеслав Беляков.
Уход во внутреннюю эмиграцию
Кризис парламентской оппозиции усугубила специальная военная операция. В Приморье, например, сразу несколько видных коммунистов демонстративно вышли из КПРФ в 2022 году, а депутат городской думы Владивостока Виктор Каменщиков эмигрировал в США, незаконно преодолев границу с Мексикой. Сказался на работе партии и арест одного из основных функционеров владивостокского отделения Артёма Самсонова.
– В Приморском крае партия в глубоком кризисе – отчасти в связи с разгромом горкома, который был сильным благодаря сильному лидеру. Теперь нет того человека, который тянул отделение. На Дальнем Востоке традиционно сильны протестные настроения, но такой избиратель теперь чаще вовсе не ходит на выборы. КПРФ и ЛДПР стоит серьёзно задуматься, с чем они вообще сейчас идут к избирателю и с чем они к нему пойдут в следующем большом избирательном цикле. Если действовать в таком же духе, как сейчас, то ничего хорошего их не ждёт, – комментирует политолог и член комитета по политтехнологиям РАСО Ольга Кишаковская.
Риторика оппозиционеров стала мягче, активность ниже, и, по мнению собеседницы издания, в результате оппозиционные парламентские партии стали ещё более похожими на «Единую Россию».
«Избиратель смотрит, за кого голосовать, и не видит различий. КПРФ потеряла протестный электорат и получает голоса тех, кто был ядерным электоратом коммунистов, тех, кто видит в партии наследников КПСС».
Ольга Кишаковская
политолог и член комитета по политтехнологиям РАСО
– Само текущее время, позиция Кремля поставили партиям условия, когда они занимаются самоцензурой и дискуссию по каким-то проблемам даже не начинают, а недовольные уходят во внутреннюю эмиграцию, что может, конечно, представлять угрозу в далёкой перспективе. Для власти иллюзия в 70–80 процентов поддержки вредна. Из таких отчётов делаются ошибочные выводы, на основе которых потом могут приниматься неправильные решения, – считает эксперт.
Дальний Восток неоднократно приносил электоральные сюрпризы центру. Пять лет назад здесь родился «красный губернатор», а города выходили на многотысячные акции протеста. Падающие рейтинги КПРФ означают не то, что на краю страны нет протестных настроений, а то, что коммунисты теперь не способны их выразить.